23
При невозможности осуществления прямой тарировки записи вращающего момента или углового ускорения допускается определить его масштаб по изменению частоты вращения.
Черт. 4
Для определения масштаба записи вращающего момента по изменению частоты вращения без учета электромагнитных переходных процессов в момент включения необходимо выбрать на осциллограмме пуска (черт. 4) близкий к прямолинейному участок кривой M так, чтобы за соответствующий ему отрезок времени Δt, с, приращение частоты вращения Δn, мин-1, составило не менее 20 % синхронной частоты вращения, и вычислить на этом участке среднее значение вращающего момента, М, Н·м, по формуле
, (15)
где I — момент инерции ротора и дополнительных масс, определяемый по разд. 14, H·м2.
Затем следует найти ординату кривой М (hм ср), соответствующую среднему моменту Mд на участке Δt (по равенству площадей фигур S1=S2) и определить масштаб кривой вращающего момента mм, Н·м/мм, по формуле
. (16)
Если не осциллографировалось угловое ускорение ротора, то допускается определять его путем дифференцирования кривой частоты вращения графическим либо численным методом с последующим расчетом вращающего момента М по формуле
. (17)
При обработке осциллограммы пуска необходимо определить для различных моментов времени в процессе разгона значения (средние — при наличии колебаний) напряжения и тока якоря, вращающего момента, подводимой мощности и частоты вращения.
Полученные значения вращающего момента и тока якоря следует привести к номинальному напряжению путем пересчета момента и пропорционально квадрату напряжения, тока — пропорционально напряжению, и построить в виде зависимостей от частоты вращения либо от скольжения.
Начальный пусковой ток и начальный пусковой момент следует определять интерполяцией (или экстраполяцией) соответствующих зависимостей на частоту вращения, равную нулю.
Допускается определять зависимость вращающего момента от частоты вращения или скольжения при номинальном напряжении также по характеристикам изменения подводимой мощности и тока якоря при пуске расчетом по формуле
, (18)
где — вращающий момент двигателя при номинальном напряжении и данной частоте вращения (скольжения s), Н·м;
nс — синхронная частота вращения, мин-1;
Р1 — подводимая мощность при данной частоте вращения (скольжении s), кВт;
— потери в обмотке якоря, кВт;
R1 — сопротивление фазы обмотки якоря, измеренное непосредственно после пуска, Ом;
I1 — ток статора при данной частоте вращения (скольжении s), А;