11
7. ИСПЫТАНИЕ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО КОРПУСА МАШИНЫ И МЕЖДУ ОБМОТКАМИ
7.1. Испытание изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками следует проводить практически синусоидальным напряжением промышленной частоты (50 или 60 Гц). Испытание рекомендуется проводить от испытательного трансформатора мощностью не менее 1 кВ·А на каждые 1000 В трансформированного напряжения, если значительная емкость испытуемой обмотки по отношению к корпусу не потребует большей мощности.
Испытательный трансформатор должен быть слабо насыщен: при номинальном значении его напряжения отклонение намагничивающего тока от пропорциональности напряжению не должно превосходить 10 %. Во избежание искажения синусоидальности трансформированного напряжения к испытательному трансформатору следует подводить линейное напряжение трехфазной системы. Допускается питание испытательного трансформатора от специально предназначенного для этой цели синхронного генератора, в котором должны быть приняты меры для практически полного подавления обратносинхронного поля.
7.2. Измерение испытательного напряжения следует производить на стороне трансформированного напряжения при помощи электростатического вольтметра, измерительного трансформатора напряжения или специальной измерительной обмотки испытательного трансформатора. Измерение испытательного напряжения до 3000 В допускается производить при помощи вольтметра с добавочным сопротивлением.
При испытании изоляции обмоток с номинальным напряжением 6000 В и выше для машин мощностью более 2000 кВ·А рекомендуется подключать параллельно объекту испытания шаровой разрядник, установленный на пробивное напряжение, превышающее испытательное напряжение не более чем на 10 %. В цепь этого разрядника должно быть включено защитное сопротивление для ограничения тока короткого замыкания при пробое разрядника.
7.3. Регулирование испытательного напряжения следует производить плавно или ступенями, не превышающими 5 % его окончательного значения, путем регулирования напряжения, подводимого к первичной обмотке.
Испытание следует начинать с напряжения, не превышающего половины окончательного. Время, допускаемое для подъема напряжения от половинного значения до полного, должно быть не менее 10 с.
Полное испытательное напряжение следует выдерживать в течение 1 мин, после чего плавно снизить до половинного значения и отключить питание трансформатора.
При испытании обмоток с номинальным напряжением до 660 В машин мощностью до 15 кВт при массовом выпуске полным испытательным напряжением по ГОСТ 183 в течение 5 с или напряжением, повышенным на 20 % сверх полного, в течение 1 с, испытательное напряжение следует прикладывать автоматическим приспособлением, обеспечивающим отсутствие недопустимых коммутационных перенапряжений.
(Измененная редакция, Изм. № 2)
7.4. Испытание изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками следует проводить при неподвижном состоянии машины, кроме обмоток неявнополюсных роторов синхронных машин, испытание изоляции которых следует проводить при вращении ротора с номинальной частотой.
Если машину подвергают испытанию на нагревание, то испытание изоляции следует проводить по возможности непосредственно по окончании этого испытания.
Заводские испытания изоляции синхронных машин с неявнополюсным ротором следует проводить после завершения остальных испытаний при снятых щитах и вынутом роторе.
При испытании обмоток с непосредственным жидкостным охлаждением система охлаждения и испытуемые обмотки должны быть заполнены циркулирующей охлаждающей жидкостью. Испытание изоляции без заполнения охлаждающей жидкостью может быть допущено только при условии, что до него испытуемая обмотка (или часть обмотки) не подвергалась заполнению жидкостью.
7.5. Испытанию изоляции обмоток на электрическую прочность должны предшествовать следующие испытания:
измерение сопротивления изоляции обмоток;
испытание при повышенной частоте вращения;
испытание при кратковременной перегрузке по току или по вращающему моменту;