ГОСТ 20994-75 С. 7
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Оценку склонности испытуемого масла к образованию отложений при низких температу
рах проводят сравнением массы отложений в роторе центрифуги за время испытаний, в граммах, с
предельными нормами на этот показатель (п. 4.11).
Суммарная степень загрязнения поршня нагаро- и лакоотложеннями, износ компрессионных
колеи и вкладышей шатунного подшипника не включаются в оценку масла.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
4.2. (Исключен, Изм. № 1).
4.2.1. Массу отложений в роторе центрифуги (Ок0) за весь цикл испытаний без чистки ротора
в граммах вычисляют по формуле
°к о = m01 - т 02’
где т 0, —масса ротора центрифуги с отложениями после испытания, г;
/и02 —масса ротора центрифуги до испытания, г.
4.2.2. Массу отложений в роторе центрифуги (ОКЛ)) за весь цикл испытаний с периодической
чисткой ротора в граммах вычисляют по формуле
^к.о = ^m OJO -
m 0 l )
+ ( т 0Я0 — п,02) + (,м0120т 02)*
4
где /Ио
0
’,ионо*/я
012
о — масса ротора центрифуги с отложениями после 40, 80 и 120 ч испытания,г.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
4.3. (Исключен, Изм. № 2).
4.4. Суммарная степень загрязнения поршня нагаро- и лакоотложеннями складывается из
оценки состояния подвижности компрессионных колеи, а также суммарной загрязненности коль
цевых канавок поршня, перемычек между поршневыми канавками поршня и юбки поршня.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
4.4.1. Суммарную оценку степени подвижности компрессионных колец (£0|1КК) в баллах
вычисляют по формуле
= Оал1 + ()„’К,2 + Оп,к.„
п
где Оа кЛ,Опк1>О
Л 2
—
оценка степени подвижности первого, второго и третьего компрессион
ного кольца, баллы.
4.4.1.1. Степень подвижности каждого компрессионного кольца (Оп к) оценивают в баллах по
табл. 6.
Таблица 6
С о с ю я н м е к о л ь ц а
Балды
У с л о в и я о ц е н к и
I. Свободное
0 Кольцо свободно перемешается в канавке поршня под нажимом пальца
без всякого сопротивления
2. Плотное
1Кольцо перемещается в канавке поршня под нажимом пальца с легким
сопротивлением
3. Тугое3
Кольцо перемешается в канавке поршня иод нажимом пальца со
значительным сопротивлением
4. Защемленное3
Кольцо нс перемещается в канавке поршня под нажимом пальца,
отличается блестящей или полированной поверхностью по всей окружности,
что свидетельствуето подвижности кольца при работе двигателя (может быть
и ограниченной)
5. Закоксованнос*5
Колыш пригорело и нс перемешается в канавке поршня под нажимом
пальца,поверхностькольцанапригоревшихучасткахпокрыта
лакообразными отложениями или нагаром
Примечания:
1. Защемленное и закоксованнос кольцо на дуге 1—60‘ оценивают соответственно в 3—5 баллов. При
увеличении защемления или закоксовынания на каждые 60* дуги следует прибавлять по одному баллу.
2. Поломанные колыш и степень подвижности стального сборного маслосъемного кольца нс оценивают.
147