С. 6 ГОСТ 20994-75
Масло, отобранное на пробы и оставшееся после испытаний в масляном картере и центрифуге,
взвешивают с погрешностью не более 10 г.
3.10. В пробах масла, отобранных при проведении испытаний, определяют:
кинематическую вязкость при 100 *С по ГОСТ 33—2000;
содержание механических примесей по ГОСТ 6370—83;
щелочное число по ГОСТ 11362—96.
Эти показатели не включают в оценку масла.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.11. После окончания моторных испытаний проводят указанные ниже операции.
3.11.1. Сливают воду из системы охлаждения двигателя.
3.11.2. Отработанное масло из центрифуги и масляного картера сливают и взвешивают.
3.11.3. Двигатель частично разбирают, снимая головку цилиндра, ротор центрифуги, поршень
с поршневыми кольцами, шатун с вкладышами, толкатели клапанов, с головки цилиндра снимают
клапаны.
3.12. Ротор центрифуги с отложениями взвешивают с погрешностью не более 1,0 г, затем
отложения удаляют.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.13. Подвижность поршневых компрессионных колец оценивают по табл. 6. после этого
кольца с поршня снимают.
3.14. Поршень, поршневые кольца, шатунные вкладыши и толкатели клапанов ополаскивают
в бензине, используемом при проведении испытаний.
Внутренние полости двигателя, масляный картер и ротор центрифуги промывают бензином
для удаления шлама.
3.15. В канавках и на перемычках поршня, где имеются отложения нагара, проводят измерение
толщины слоя отложений с погрешностью не более 0.05 мм (нутромером, микрометром или другим
инструментом, обеспечивающим необходимую точность измерения).
В канавках и на перемычках поршня определяют твердость отложений по табл. 8 с помощью
графитных карандашей «Конструктор». Ятя этого карандаш загачивают, не затрагивая графитной
вставки, которую затем обрезают по плоскости, перпендикулярной к ее боковой поверхности, так,
чтобы длина графитной вставки была 4—6 мм. Острой кромкой, образованной основанием и
боковой поверхностью графитной вставки, проводят в направлении стороны заточки по поверхности
отложений.
3.16. Проводят оценку загрязненности канавок, перемычек и юбки поршня, а также внутрен
ней поверхности головки поршня.
3.17. 3.18. (Исключены, Изм. № 2).
3.19. (Исключен, Изм. № 1).
3.20. Углеродистые отложения уд&тяют с поршня и поршневых колец по п. 2.15.
3.21. Поршневые кольца и шатунные вкладыши (каждую летать в отдельности) взвешивают с
погрешностью не более 0.001 г.
3.22. (Исключен, Изм. № 1).
3.23. Установку к последующим испытаниям подготавливают по разд. 2.
3.24. Последовательность проведения испытаний масел следующая;
этатонное масло М-10Б,,
испытуемое масло (четыре испытания).
Испытания этатонного масла проводят по режиму, указанному в табл. 5, при расходе картерных
газов 8—18 дм3/мин.
Масса отложений в роторе центрифуги, определяемая в соответствии с разд. 4, должна быть
не менее 35 и не более 50 г. При отклонении от указанных значений устраняют причины, вызвавшие
эти отклонения, и снова проводят контроль установки.
3.25. Испытания образцов масел проводят последовательно на одном и том же комплекте пилинд-
ропоршневой группы до тех пор, пока размеры основных деталей не превысят значений, указанных в
табл. 1, или прорыв картерных газов на «холодном» или «горячем» режиме не достигнет 25 дм3/мин.
Средние значения прорыва картерных газов для каждого испытания в серии по абсолютной
величине не должны отличаться между собой более чем на 2 дм3/мин.
3.24, 3.25. (Измененная редакция, Изм. № 2).
3.26. (Исключен, Изм. № 1).
3.27. (Исключен, Изм. № 2).
146