ГОСТ Р 52408—2005
9 Упрощенный контроль соответствия двигателя техническим нормативам
выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов
9.1 Методы упрощенного контроля
Для двигателей, сертифицированных изготовителем, допускается упрощенный контроль их соот
ветствия техническим нормативам выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов на мес те
установки (в условиях эксплуатации). Метод упрощенного контроля (из числа рекомендуемых
настоящим стандартом), который разрабатывает изготовитель двигателя, включают в технический пас
порт выбросов двигателя как его обязательную составную часть.
Проведение упрощенного контроля двигателей на месте установки (в эксплуатации) допускает
применение концепций семейства и группы двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-7 и ГОСТ Р ИСО 8178-8.
Настоящий стандарт допускает применение следующих методов упрощенного контроля на месте
установки двигателя (в эксплуатации):
- метод сверки параметров;
- метод упрощенных измерений;
- метод непосредственных измерений или мониторинга.
Упрощенный контроль на месте установки двигателя допускается применять при выполнении сле
дующих условий:
- двигатель снабжен действующим сертификатом соответствия:
- разработан и согласован в установленном порядке технический паспорт выбросов двигателя:
- двигатель после установки на объекте применения и в процессе эксплуатации не был подвергнут
существенным конструктивным изменениям.
Для двигателей, соответствующих этим требованиям, допускают регулировки, не выходящие за
пределы допусков, установленных техническим паспортом выбросов двигателя.
9.2 Метод сверки параметров
9.2.1 Применение метода
Контроль соответствия двигателей техническим нормативам выбросов методом сверки парамет
ров рекомендуется совмещать с периодическим техническим обслуживанием, предусмотренным техни
ческими условиями эксплуатации установок с двигателями.
Если изготовительдвигателя предполагает использование в эксплуатации метода сверки парамет
ров. то конструкция двигателя должна предусматривать доступность компонентов, регулируемых эле
ментов, которые внесены в технический паспорт выбросов двигателя. Применение метода сверки
параметров предполагает наличие на объекте применения доступных средств и приспособлений для
контроля регулировоки рабочих параметров, влияющих на выбросы вредных веществ идымность отра
ботавших газов.
9.2.2 Процедуры метода сверки параметров двигателя
Метод сверки параметров дизеля базируется на следующих процедурах:
- документальной проверке параметров двигателя по эксплуатационной документации и форму
ляру или журналу регистрации конструктивных изменений;
- фактической проверке соответствия комплектации и регулируемыхэлементовдвигателя их пер
воначальным значениям, полученным на испытательном стенде;
- проверке соответствия рабочих параметров, влияющих на выбросы вредных веществ и дым
ность отработавших газов, их первоначальным значениям, полученным на моторном стенде при прове
дении испытаний.
Полный перечень проверок по методу сверки параметров двигателя приводят в техническом пас
порте выбросов двигателя, разрабатываемом изготовителем двигателя после получения положительно го
результата стендовых испытаний.
Рекомендуемый минимальный перечень проверок по методу сверки параметров двигателя вклю
чает в себя следующие позиции:
- номинальную мощность и частоту вращения коленчатого вала;
- тип. идентификацию компонентов и регулировку форсунки и распылителя;
- тип, идентификацию компонентов и регулировку топливного насоса высокого давления, влияю
щих на количество, момент и закон подачи топлива;
14