Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей О.Г. Головкиной, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу ООО «СИЛТЭК»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 января 2019 года
по делу № А40- 253934/18, принятое судьёй Вагановой Е.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Силтэк"
к ФГУП «ПОЧТА РОССИИ», ООО «ПТК ВАКУМПАК-М»
о признании
при участии в судебном заседании:
от истца: Миронова Ю.Н. (по доверенности от 05.04.2017)
от ответчиков: от ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» - Балыбердин А.С. (по
доверенности от 27.07.2018), Хубиева Р.С. (по доверенности от 27.07.2018); от
ООО «ПТК ВАКУМПАК-М» - представитель не явился, извещен
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Силтэк" обратилось в
Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Федеральному
государственному унитарному предприятию "Почта России", ООО «ПТК
ВАКУМПАК-М» о признании недействительными итогов открытого
запроса котировок в электронной форме: Поставка пакетов самоклеящихся
для нужд УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП «Почта
А40-253934/18 2
России», номер процедуры SBR035-180015755100404, о признании
недействительным договора, заключенного 27.09.2018г. УФПС
Новосибирской области - филиалом ФГУП «Почта России» с победителем
запроса котировок в электронной форме на поставку пакетов
самоклеящихся с ООО "ПТК ВАКУМПАК-М", о возложении обязанности
ФГУП «Почта России» УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП
«Почта России» подвести итоги запроса открытого запроса котировок в
электронной форме: Поставка пакетов самоклеящихся для нужд УФПС
Новосибирской области - филиала ФГУП «Почта России», номер
процедуры SBR035-180015755100404 в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского
происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими
лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного
государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым
иностранными лицами".
Решением суда от 21 января 2019 года в удовлетворении исковых
требований отказано.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в
которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый
судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчик ФГУП «Почта России» просит решение суда оставить в
силе, поскольку контракт между ответчиками исполнен и проведение
новой закупки невозможно.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и
оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия
находит решение суда от 21 января 2019 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, на основании
направленной УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП «Почта
России» заявки Заказчик разработал документацию о закупке на поставку
пакетов самоклеящихся для нужд УФПС Новосибирской области -
А40-253934/18 3
филиала ФГУП «Почта России», после чего, 05.09.2018 разместил
информацию о проведении запроса котировок в электронной форме на
УТП Сбербанк-АСТ (извещение №SBR035-180015755100404).
На участие в запросе котировок поступило 5 (пять) заявок
участников: 4 (четыре) из 5 (пяти) участников предложили к поставке
товар российского происхождения (АО «СИТИСНАБ», ООО «Сириус»,
ООО «ПТК ВАКУМПАК-М» и ООО «ПАКЛАЙН») и один участник ООО
«Силтэк» (истец) предложил к поставке товар иностранного
происхождения (страна происхождения товара - Китай).
По результатам подведения итогов по открытому запросу котировок
закупочной комиссией принято решение о признании победителем
открытого запроса котировок ООО "ПТК ВАКУМПАК-М" (протокол от
14.09.2018).
Истец полагает, что процедура закупки осуществлена с
существенным нарушением действующего законодательства, в связи с чем
обратился с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из
следующего.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом,
могут быть признаны судом недействительными по иску
заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов
(п. 1 ст. 449 ГК РФ).
В силу п. 2 названной статьи признание торгов недействительными
влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим
торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.
ФГУП «Почта России» осуществляет свою закупочную деятельность
в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на основании
Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта
России», утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 21.08.2015 №
А40-253934/18 4
404-п (далее - Положение), а также в соответствии с Регламентом
осуществления закупочной деятельности ФГУП «Почта России» от
24.08.2017 №1.9.3.1.2-05/135-нд.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 18.07.2011 N
223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны
сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к
безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным
характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к
размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные
заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в
соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в
национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с
законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные
требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара,
выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В документации о закупке в п. 1.13. раздела II «Информационная
карта» в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского
происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими
лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного
государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым
иностранными лицами» и Положением было установлено следующее
условие: при проведении закупки предоставляется приоритет товарам
российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых
российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из
иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым
иностранными лицами. Порядок предоставления приоритета установлен п.
8
Части I документации.
А40-253934/18 5
В силу п.1. ч.8 ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» №223-Ф3 от 18.07.2011
Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет
товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых,
оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам,
происходящим из иностранного государства, работам, услугам,
выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Условием предоставления приоритета товарам российского
происхождения является указание (декларирование) участником закупки в
заявке на участие в закупке (в первой части заявки) наименования страны
происхождения поставляемых товаров (п.5 Постановления Правительства
РФ №925 от 16.09.2016).
В протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок Единая
комиссия Заказчика, руководствуясь п.3 Постановления Правительства РФ
№ 925 от 16.09.2016, приняла решение о предоставлении приоритета
товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым,
оказываемым российскими лицами, а именно: рассмотрение и оценку
заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке
товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг
российскими лицами, по стоимостным критериям оценки произвести по
предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15
процентов, при этом договор с победителем закупки заключить по цене
договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Толкование истцом Постановления Правительства РФ № 925 от
16.09.2016 со ссылкой на Генеральное соглашение по тарифам и торговле
1947 года о том, что приоритет должен немедленно и безусловно
предоставляться товару, производимому на территории Китайской
Республики, как Договаривающейся Стороне, является ошибочным
поскольку в Постановление Правительства РФ № 925 от 16.09.2018
однозначно указано, что приоритет предоставляется товарам российского
А40-253934/18 6
происхождения, при одновременном наличии предложений о поставке
товаров иностранного происхождения. Приоритет предоставляется с
учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994
года (в которое входит Генеральное соглашение 1947 года) и Договора о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., которым определен
перечень государств-членов ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия, Россия. Данная позиция также изложена в письмах
Министерства экономического развития Российской Федерации от
24.04.2017 №ОГ- Д28-5261 и от 27.03.2017 №Д28и-1407. Пункт 1 ст. 1
Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, на которое
истец ссылается в своем исковом заявлении, устанавливает
благоприятствующие условия товарам иностранного происхождения в
отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на
ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный
перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания
таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в
связи с ввозом и вывозом товаров, а не при осуществлении заключения
договора поставки товаров.
На основании изложенного выше, учитывая, что участниками
запроса котировок был предложен к поставке товар как российского, так и
иностранного происхождения, оценка и сопоставление заявок на участие в
закупке без снижения на 15 процентов цены договора, предложенной в
заявках, которые содержат предложения к поставке товаров российского
происхождения, будет являться нарушением в сфере закупочной
деятельности и неисполнением Постановления Правительства РФ № 925
от 16.09.2016.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925
предусмотрено, что приоритет товарам российского происхождения,
работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами
А40-253934/18 7
устанавливается с учетом положений Соглашения по применению статьи
VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года,
заключенного в г. Марракеше 15.04.1994 (далее - ГАТТ 1994) и Договора о
Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014
(далее - договор о ЕАЭС), а именно:
-
товарам происхождения из стран, присоединившихся к договору о ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к договору о ЕАЭС, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам,
услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами;
-
товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ
1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран,
присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично
товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым,
оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в
том числе, относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1994),
исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994).
В состав ГАТТ 1994 входит Генеральное соглашение по тарифам и
торговле (ГАТТ 1947), заключенное 30.10.1947 (далее - ГАТТ 1947).
При этом, применяя пункт 1 статьи 1 ГАТТ 1947, суд указал, что
пункт 1 статьи 1 ГАТТ 1947 устанавливает благоприятствующие условия
товарам иностранного происхождения в отношении таможенных пошлин и
сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или
налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, и
в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех
правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом товаров, а не при
осуществлении заключения договора поставки товаров.
Судебная коллегия считает, что судом был неправильно истолкован
пункт 1 статьи 1 ГАТТ 1947.
А40-253934/18 8
В частности пунктом 1 статьи I части I ГАТТ 1947 установлено, что
любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет
товарам иностранного происхождения, устанавливается не только в
отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на
ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный
перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания
таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в
связи с ввозом и вывозом товаров, но также любое преимущество,
благоприятствование, привилегия или иммунитет товарам иностранного
происхождения, устанавливается в отношении всех вопросов, указанных в
пунктах 2 и 4 статьи III части II ГАТТ 1947.
Согласно пункту 4 статьи III части II ГАТТ 1947, товарам с
территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию
другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее
благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам
отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и
требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к
продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.
Положения Закона N 223-ФЗ призваны обеспечить равный доступ к
закупкам для всех участников.
Российская Федерация вступила во Всемирную торговую
организацию. Базовые принципы Всемирной торговой организации
предполагают предоставление национального режима при закупке товаров
как отечественного, так и зарубежного происхождения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III Генерального
соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) национальный режим не
применяется только в случае закупки правительственными учреждениями
товаров, приобретаемых для правительственных целей (государственные,
муниципальные заказчики).
А40-253934/18 9
Учитывая, что закупки товаров, работ и услуг юридическими
лицами, подпадающими под действие Закона N 223-Ф3, осуществляются в
том числе в целях коммерческой перепродажи или для использования в
производстве для коммерческой продажи, к отношениям, которые
являются предметом регулирования Закона N 223-ФЗ, положения
Соглашений Всемирной торговой организации (ВТО) применяются в
полной мере.
Принимая во внимание, что предметом закупки являлось право
заключения договора на поставку товаров для нужд ФГУП «Почта
России», что ГАТТ 1994 прямо предусмотрено предоставление одинаково
благоприятного режима товарам государств-участников ВТО, что
участниками запроса предложений был предложен товар, странами
происхождения которого являются Российская Федерация и государство –
участник ВТО (Китайская Республика), закупочной комиссией приоритет
согласно Постановлению N 925 никому из участников не должен был быть
предоставлен.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от
24.09.2018г., единственным основанием, из-за которого истец не стал
победителем запроса котировок, явилось представление приоритета
товарам российского происхождения.
Поскольку приоритет товарам российского происхождения при
проведении запроса котировок был представлен незаконно, требования
истца о признании недействительными итогов открытого запроса
котировок и договора заключенного с победителем подлежат
удовлетворению.
Довод ответчика о невозможности удовлетворения иска, так как
контракт уже исполнен, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Признание торгов и, как следствие, договоров, заключенных с
лицами, выигравшими торги, недействительными не поставлено в
зависимость и от факта исполнения сделки, имеющего значение при
А40-253934/18 10
рассмотрении судами требования о применении последствий
недействительности оспоримой сделки (соглашений с третьими лицами),
которого истец не заявлял. Отказ в заявленном в настоящем деле иске по
мотиву исполнения сделок, заключенных по результатам торгов, означал
бы воспрепятствование заинтересованному лицу (в частности, участнику
торгов) защитить свое нарушенное право предусмотренным законом
способом, который это лицо избрало (определение Верховного Суда
Российской Федерации от 08.01.2016 года по делу № 301-ЭС15-12618).
В иске о возложении обязанности на ФГУП «Почта России» УФПС
Новосибирской области - филиал ФГУП «Почта России» подвести итоги
запроса открытого запроса котировок в электронной форме: Поставка
пакетов самоклеящихся для нужд УФПС Новосибирской области -
филиала ФГУП «Почта России», номер процедуры SBR035-
180015755100404 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения,
работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по
отношению к товарам, происходящим из иностранного государства,
работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами"
следует отказать, поскольку проведение повторной закупки не
представляется возможным.
Применительно к данному требованию истцом избран
ненадлежащий способ защиты гражданских прав (ст. 11 ГК РФ).
Госпошлина, не доплаченная истцом за рассмотрение
вышеуказанного требования в удовлетворении которого отказано,
подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета (ст. ст. 333.22,
333.40
НК РФ), в остальном расходы истца по оплате госпошлины за
рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчиков в
равных долях по 7 500 руб. с каждого (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268,
пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части1 статьи 270Арбитражного
А40-253934/18 11
процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный
апелляционный суд
Постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2019 года
по делу № А40-253934/18 отменить.
Признать недействительными итоги открытого запроса котировок в
электронной форме: Поставка пакетов самоклеящихся для нужд УФПС
Новосибирской области - филиала ФГУП «Почта России», номер
процедуры SBR035-180015755100404, признать недействительным
договор, заключенный 27.09.2018г. УФПС Новосибирской области -
филиалом ФГУП «Почта России» с победителем запроса котировок в
электронной форме на поставку пакетов самоклеящихся с ООО "ПТК
ВАКУМПАК-М", в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «СИЛТЭК» 6 000 руб. - госпошлины за
рассмотрение иска в доход федерального бюджета.
Взыскать с ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» в пользу ООО «СИЛТЭК»
7 500 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение
иска и апелляционной жалобы.
Взыскать с ООО «ПТК ВАКУМПАК-М» в пользу ООО «СИЛТЭК»
7 500 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение
иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в
полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья В.Р. Валиев
судьи О.Г. Головкина
Д.В. Пирожков
А40-253934/18 12
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.