Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Б.,
при секретаре Черкасове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства Жутовой А.И. о возложении обязанности разработать паспорт на отходы I-IV классов опасности, образуемых в результате деятельности по разведению птицы, проект обращения с отходами и программу производственного контроля,
Установил:
Кирсановский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства Жутовой А.И. о возложении обязанности разработать паспорт на отходы I-IV классов опасности, образуемых в результате деятельности по разведению птицы, проект обращения с отходами и программу производственного контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Кирсановской межрайонной прокуратуры (по доверенности) Балакирева Е.Н. требования поддержала и пояснила, что Кирсановской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами животноводства.
Проведенной проверкой установлено, что ИП глава КФХ Жутова А.И. по адресу: занимается птицеводством яичного направления в количестве 1000 птиц. В результате осуществления данного вида деятельности образуются отходы животноводства, в том числе «помет куриный свежий».
Вместе с тем, в нарушение требований федерального законодательства субъектом предпринимательской деятельности не составлен паспорт на отходы I-IV классов опасности, образуемые в результате деятельности по разведению птиц.
Кроме того, проверкой установлено, что у ИП главы КФХ Жутовой А.И. отсутствует проект обращения с отходами, что является нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Также отсутствует график производственного контроля, не проводятся лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при транспортировке, хранении и реализации отходов производства.
Таким образом, допущенные ИП нарушения в сфере обращения с отходами животноводства не обеспечивают исполнения предусмотренных законодательством требований в области окружающей среды в части проводимых мероприятий по охране земель от негативного воздействия хозяйственной деятельности, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на окружающую среду, затрагивает права неопределенного круга лиц и служит основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Просит суд обязать ИП главу крестьянского (фермерского) хозяйства Жутову А.И. разработать паспорт на отходы I-IV классов опасности, образуемых в результате деятельности по разведению птицы, проект обращения с отходами и программу производственного контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик – ИП Жутова А.И. в судебном заседании исковые требования признала. Просила установить срок исполнения решения до октября 2019 года.
Суд, выслушав стороны и изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности посредством составления на них паспорта.
Частью 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.
В силу требования постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности ИП и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» определено, что отход «навоз крупного рогатого скота свежий» имеет код - 1 12 110 01 33 4, где одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при транспортировке, хранении и реализации отходов производства.
В соответствии с п. 4.5 Санитарных правил 1.1.1058-01 от 13.07.2001 года «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, хранением, переработкой и захоронением отходов производства.
В судебном заседании установлено, что на территории личного подсобного хозяйства, расположенного в ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жутова А.И. занимается птицеводством яичного направления в количестве 1000 птиц. В результате осуществления данного вида деятельности по разведению птицы образуются отходы, в том числе «помет куриный свежий». В нарушение требований федерального законодательства субъектом предпринимательской деятельности не составлен паспорт на отходы I-IV классов опасности, образуемые в результате деятельности по разведению птицы. Кроме того, у ИП главы КФХ Жутовой А.И. отсутствует проект обращения с отходами, что является нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Также отсутствует график производственного контроля, не проводятся лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при транспортировке, хранении и реализации отходов производства.
Допущенные индивидуальным предпринимателем нарушения в сфере обращения с отходами животноводства не обеспечивают исполнения предусмотренных законодательством требований в области окружающей среды в части проводимых мероприятий по охране земель от негативного воздействия хозяйственной деятельности, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на окружающую среду, затрагивает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Жутову А.И. (№) разработать паспорт на отходы I-IV классов опасности, образуемых в результате деятельности по разведению птицы, проект обращения с отходами, программу производственного контроля, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение месяца с момента вынесения полного и мотивированного решения.
Полное и мотивированное решение изготовлено 12.04.2019 года.
Судья: Королева Н.Б.
Верно:
Судья: Королева Н.Б.
Секретарь: Черкасов С.А.
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-295/19 Кирсановского районного суда Тамбовской области.
Судья: Королева Н.Б.
Секретарь: Черкасов С.А.