Хорошие продукты и сервисы
Наш Поиск (введите запрос без опечаток)
Наш Поиск по гостам (введите запрос без опечаток)
Поиск
Поиск
Бизнес гороскоп на текущую неделю c 17.06.2024 по 23.06.2024
Открыть шифр замка из трёх цифр с ограничениями

Судебная практикаСудебная практика общей юрисдикции часть 10 за 2019 год — Постановление по делу №5-96/2019 от 12 апреля 2019 года Центральным районным судом г. Новосибирска (Новосибирская область)

Постановление по делу №5-96/2019 от 12 апреля 2019 года

или поделиться

12 апреля 2019 года г. Новосибирск

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина

При секретаре судебного заседания Саливон Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Новикова Е. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца

Установил:

23 марта 2019 года инспектором отделения по ИАЗ отдела полиции № 1 «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску майором полиции Довгаль ВЮ в отношении Новикова ЕЮ был составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что 23 марта 2019 года Новиков Е. Ю., являлся участником публичного мероприятия, проходившего на территории Центрального района г. Новосибирска в период времени с 12.00 часов до 15.00 часов в форме митинга на территории сквера Орджоникидзе, 18 (возле фонтана) г. Новосибирска. Целью мероприятия в соответствии с поданным уведомлением являлось «Формирование общественного мнения против коррупции, против власти олигархов и антинародных законов, против пенсионной реформы, за социальную справедливость! Мы требуем отменить антинародные законы! Мы требуем защитить обманутых дольщиков!». При этом, Новиков ЕЮ не выполнил обязанность участника во время проведения публичного мероприятия в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», использовал при проведении публичного мероприятия средства публичного выражения индивидуального мнения, наглядной агитации, в виде плаката размером 500*2000 мм с надписью что не соответствует заявленной цели проводимого публичного мероприятия.

Действия Новикова ЕЮ квалифицированы по пункту 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании Новиков ЕЮ вину в совершении административного правонарушения не признал, при этом пояснил суду, что он стоял с данным плакатом на протяжении практически всего митинга, к нему подошел сотрудник полиции, проверил его документы, каких-либо претензий в его адрес не высказывал. Как следует из протокола об административном правонарушении, он не выполнил требования п.2 ч.2 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данная норма говорит о том, что участник публичного мероприятия имеет право использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения индивидуального мнения. При этом в данной норме не содержится указаний на то, что средства публичного выражения индивидуального мнения должны соответствовать цели проводимого публичного мероприятия. Из представленных суду видеозаписей проводимого публичного мероприятия следует, что он, на протяжении всего проводимого публичного мероприятия молча стоял со своим плакатом, общественный порядок не нарушал, в нетрезвом состоянии не находился. Полагает, что в его деянии отсутствует состав административного правонарушения.

Судья, выслушав Новикова ЕЮ, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.

Как следует из материалов дела, проведение публичного мероприятия 23 марта 2019 г. в период с 12.00 до 15.00 часов в Центральном районе г. Новосибирска в сквере возле фонтана с целью митинга: «Формирование общественного мнения против коррупции, против власти олигархов и антинародных законов, против пенсионной реформы, за социальную справедливость! Мы требуем отменить антинародные законы! Мы требуем защитить обманутых дольщиков!» было согласовано в установленном законом порядке (л.д. 13).

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Согласно п.2 ч.2 ст. 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участники публичного мероприятия имеют право: использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Как следует из разъяснений применения судами действующего законодательства содержащихся в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда от 26 июня 2018 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятия" участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, …, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.

При этом, следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 3089-О в целях конкретизации и развития статьи 31 Конституции Российской Федерации Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен механизм реализации права на свободу мирных собраний, в том числе определены права и обязанности участников публичного мероприятия. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6 данного Федерального закона участники публичного мероприятия имеют право использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Данному положению корреспондирует предусмотренная пунктом 2 части 3 той же статьи обязанность участников публичного мероприятия соблюдать во время проведения публичного мероприятия общественный порядок, нарушение которого может выражаться, в частности, в использовании символики, иных средств публичного выражения мнения, а также средств агитации, запрещенных законодательством Российской Федерации.

Данное правовое регулирование не может рассматриваться как позволяющее признавать используемые участником публичного мероприятия символику и иные средства публичного выражения индивидуального мнения запрещенными законодательством Российской Федерации исключительно ввиду их несоответствия целям публичного мероприятия.

Как следует из протокола об административном правонарушении административный проступок, совершенный Новиковым ЕЮ и квалифицированный должностным лицом ОП №1 «Центральный» по УМВД России по НСО по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ по признаку нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, заключается в использовании Новиковым ЕЮ в ходе проводимого публичного мероприятия средства публичного выражения индивидуального мнения – плаката, по своему содержанию не соответствующего целям проведения публичного мероприятия.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26 ноября 2018 года № 3089-О суд приходит к выводу, что само по себе использование Новиковым ЕЮ в ходе проводимого публичного мероприятия средства выражения индивидуального мнения – плаката, с содержанием, не соответствующим цели проводимого публичного мероприятия не свидетельствует о нарушении им общественного порядка, а, следовательно, о невыполнении обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Положениями ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: … отсутствие состава административного правонарушения.

Поскольку, как следует из обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения настоящего дела в деянии Новикова ЕЮ отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, то суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению.

Справку должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении от 09 апреля 2019 года в той части, что в протоколе об административном правонарушении допущена техническая ошибка и верным в фабуле протокола от 23 марта 2019 года необходимо считать указание на пункты 1, 2 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» суд не может принять во внимание, при этом исходит из следующего.

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении, в том числе, протокола об административном правонарушении и внесении в него изменений.

Таким образом, административный орган не вправе в одностороннем порядке, входе рассмотрения дела об административном правонарушении вносить изменения в протокол об административном правонарушении путем преставления суду справки о наличии в протоколе об административном правонарушении технических ошибок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

Постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Новикова Е.Ю., прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Вещественное доказательство по делу – плакат, уничтожить, после вступления решения суда в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.

Судья Е.А. Певина

Скачать в MS Word docx

Скачать в PDF

Подписывайтесь на наш Youtube канал!

Поддержать проект

Категории/группы документов

23Мировые соглашения

Рекомендуем

Решение по делу №А60-8902/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области
Решение по делу №2-348/2019 от 12 апреля 2019 года
Чегемским районным судом (Кабардино-Балкарская Республика)
Определение по делу №А67-2110/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражный суд Томской области
Судебный приказ АС Самарской области по делу №А55-9945/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражным судом Самарской области
Постановление АС Волго-Вятского округа по делу №А29-10746/2017 от 12 апреля 2019 года
Арбитражным судом Волго-Вятского округа
Решение по делу №А39-1188/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражный суд Республики Мордовия
Судебный приказ АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-36693/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Определение по делу №А56-4861/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Решение по делу №2-132/2019 от 12 апреля 2019 года
Далматовским районным судом (Курганская область)
Постановление по делу №5-138/2019 от 12 апреля 2019 года
Московским районным судом г. Чебоксары (Чувашская Республика-Чувашия)
Постановление по делу №5-96/2019 от 12 апреля 2019 года
Центральным районным судом г. Новосибирска (Новосибирская область)
Определение 9-й ААС по делу №А40-91057/2016 от 12 апреля 2019 года
Постановление по делу №А40-111823/2018 от 12 апреля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд
Постановление по делу №А40-244444/2018 от 12 апреля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд
Судебный приказ АС Кировской области по делу №А28-4198/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражным судом Кировской области
Постановление 9-й ААС по делу №А40-17632/2018 от 12 апреля 2019 года
Постановление по делу №А40-30929/2019 от 12 апреля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд
Постановление по делу №05-0562/2019 от 12 апреля 2019 года
Тушинским районным судом г.Москвы
Судебный приказ АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-36697/2019 от 12 апреля 2019 года
Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Постановление 9-й ААС по делу №А40-240839/2015 от 12 апреля 2019 года