ЦБ представит рэнкинг банков по числу жалоб от клиентов
Банк России в апреле 2025 года опубликует первые рэнкинги банков, основанные на количестве жалоб населения, касающихся кредитования.
Центробанк разработал методику для составления рэнкингов, которая будет учитывать:
- количество обоснованных жалоб на банк за календарный год;
- соотношение этих жалоб с числом выданных кредитов в рассматриваемый период.
Эти данные позволят потребителям выбирать наиболее клиентоориентированные банки. При этом системно значимые и все остальные банки будут оцениваться отдельно.
Согласно новой методике, банки будут размещены в рэнкинге по убыванию этого показателя. Если за год на банк поступило не более одной жалобы, или если на момент расчета индикатора у него не было лицензии, он не попадет в список.
Жалобы, которые будут учитываться, должны соответствовать трем критериям:
- заявитель является физическим лицом;
- в жалобе указано название банка;
- жалоба касается вопросов кредитования физлиц (ипотека, автокредиты, другие потребительские кредиты, а также жалобы по поводу навязывания дополнительных услуг). Также учитываются случаи, когда ЦБ направлял жалобы в банки для рассмотрения.
Жалоба будет признана обоснованной и учтена в расчетах, если будет подтверждено нарушение прав заявителя банком.
Первые рэнкинги ЦБ планирует опубликовать в апреле 2025 года, охватив период 2024 года. До публикации Центробанк уведомит кредитные организации о результатах расчетов и показателях, используемых для составления рэнкинга. В случае обоснованных возражений они будут рассмотрены.