ГОСТ Р 54907―2012
9
- производить очистку и промывку резервных ниток и лупингов на диагностируемом участке тру-
бопровода.
6.3.2.11 При наличии риска повреждения конструктивных элементов ВИП в трубопроводе из-за
отсутствия информации о параметрах трубопровода, которые влияют на проходимость ВИП, или по
другим причинам исполнитель технического диагностирования может принять решение о необходимо-
сти дополнительного пропуска внутритрубного устройства для оценки возможности прохождения ВИП
по участку трубопровода без повреждений и нарушения работоспособности измерительной системы.
6.3.2.12 При подготовке к проведению работ по ВТД на МН (МНПП), законченных строительством,
а также после реконструкции и капитального ремонта должны быть определены способы обеспечения
передвижения внутритрубных СОД (пропуск водой или иной технологической жидкостью, пропуск сжа-
тым воздухом или иным инертным газом, протягивание тросом) в диагностируемых МН (МНПП). При
этом необходимо учитывать паспортные характеристики СОД в части обеспечения необходимых для их
работы температуры, скорости движения, минимального перепада давления для движения. Также сле-
дует учитывать воздействие температуры окружающей среды на рабочую среду (продукт перекачки),
используемую для обеспечения движения СОД, для предотвращения образования явлений кристалли-
зации в диагностируемом трубопроводе.
6.3.2.13 Перед проведением пропуска оборудования для диагностирования (до начала работ по
запасовке ВИП) эксплуатирующая организация выполняет проверку полного (100%-ного) открытия ли-
нейной запорной арматуры и сообщает о готовности исполнителю технического диагностирования.
6.3.3 Подготовка диагностического оборудования к проведению ВТД
6.3.3.1 Перед пропуском ВИП проходит функциональные тесты. При этом должны быть подтверж-
дены:
- работоспособность встроенных средств ВИП, обеспечивающих взрывобезопасность при про-
ведении работ;
- работоспособность встроенной системы энергоснабжения ВИП;
- правильность работы измерительных систем ВИП, включая одометрическую систему;
- работоспособность системы сбора данных в целом, включая проверку правильности работы
системы хранения данных ВИП;
- корректная инициализация систем ВИП.
6.3.3.2 Перед пропуском должен быть произведен внешний осмотр ВИП, который включает в себя:
- осмотр элементов ВИП, обеспечивающих его передвижение и правильное расположение в тру-
бопроводе (манжеты, диски, опорные элементы конструкции) на предмет отсутствия повреждений и
недопустимого износа (в соответствии с эксплуатационной документацией на ВИП);
- осмотр элементов одометрической системы ВИП (одометрические колеса, система подвеса ко-
лес, кабельные соединения) на предмет отсутствия повреждений;
- осмотр элементов измерительных систем ВИП на предмет отсутствия повреждений и недопусти-
мого износа их элементов (в соответствии с эксплуатационной документацией на ВИП);
- осмотр нескрытых кабельных соединений на предмет отсутствия повреждений;
- общий осмотр ВИП на предмет имеющихся механических повреждений конструктивных элементов.
6.3.3.3 Результаты проведенных функциональных тестов, проверок и осмотра ВИП оформляют
соответствующими документами (актами, контрольными листами) и включают в состав отчетной до-
кументации по техническому диагностированию.
6.3.4 Подготовка сопровождения ВИП
6.3.4.1 В целях привязки выявленных ВТД дефектов к секциям трубопровода производят уста-
новку наземных маркерных пунктов по всей протяженности трубопровода. Каждый маркерный пункт
должен быть привязан к постоянным ориентирам: опорам линий электропередачи, элементам трубо-
проводной арматуры, КИП и др. Во время пропуска ВИП осуществляется его сопровождение по мар-
керным пунктам.
6.3.4.2 Маркерные пункты должны быть расположены над осью трубопровода.
6.3.4.3 Расстояние между соседними маркерными пунктами не должно превышать 2 км. При не-
обходимости установки маркерных пунктов на труднодоступных участках трубопровода должны быть
осуществлены организационные мероприятия по обеспечению установки маркерных пунктов и сопро-
вождению ВИП. Также при подготовке к сопровождению ВИП необходимо учитывать, что поиск де-
фектов по результатам ВТД на бесшовных трубах осложнен отсутствием возможности идентификации
искомой секции трубы по расположению продольных и спиральных швов, примыкающих к поперечным
сварным
швам.