ГОСТ Р 54612—2011
3
3.12 обмывка: Процесс удаления загрязнений с наружных поверхностей пассажирских вагонов
локомотивной тяги и моторвагонного подвижного состава с помощью комбинированного воздействия
(химического и механического) на загрязненную поверхность с целью придания вагону декоративного
вида и сохранности защитного лакокрасочного покрытия перед отправлением в рейс и перед проведе-
нием различных видов ремонта.
3.13 очистка: Удаление различных форм эксплутационных и технологических загрязнений с вну-
тренних поверхностей кузовов, подвагонного оборудования, деталей, узлов, сборочных единиц при экс-
плуатации и перед ремонтом.
3.14 пассажирская техническая станция; ПТС: Комплекс технологических и технических опе-
раций, объединенных одной целью: своевременно и с минимальными затратами подать под посадку
полностью и качественно подготовленный состав. Пассажирские технические станции устраиваются в
пунктах формирования и оборота составов пассажирских поездов, в крупных железнодорожных узлах
или при значительном объеме технических операций с вагонами пассажирского парка.
3.15
пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, по-
чтовых отправлений, такие как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, слу-
жебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны
пассажирского типа.
[Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава», пункт 10]
3.16 пена: Дисперсия воздуха в моющем растворе (жидкой дисперсионной среде).
3.17 пеногасители: Вещества, которые препятствуют или уменьшают пенообразование моющего
раствора.
3.18пенообразующая способность:Свойство моющего раствора образовывать при перемешивании
пену, выражаемое объемом пены в миллилитрах или высотой ее столбавмиллиметрах, которое образуется
из постоянного объема раствора при соблюдении определенных условий в течение заданного времени.
3.19 поверхностно-активные вещества; ПАВ: Вещества, введение которых в воду приводит к
понижению поверхностного натяжения на границе раздела вода — кузов.
3.20
поматовение лакокрасочного покрытия: Потеря блеска лакокрасочного покрытия, возникаю-
щая вследствие воздействия внешних факторов.
[ГОСТ 28246—2006, статья 104]
3.21
помутнение лакокрасочного покрытия: Образование налета на поверхности лакокрасочного
покрытия.
[ГОСТ 28246—2006, статья 90]
3.22 процентная концентрация рабочего моющего раствора: Количество граммов (миллили-
тров) растворенного вещества в 100 г (миллилитрах) раствора.
3.23 рабочий моющий раствор: Раствор технического моющего средства заданной концентрации.
3.24 регенерация моющего раствора: Очистка моющего раствора от загрязнений с целью его
повторного использования.
3.25 смачиваемость поверхности: Образование сплошной пленки раствора технического мою-
щего средства на поверхности детали или узла.
3.26 технические моющие средства; ТМС: Многокомпонентные смеси химических веществ,
предназначенные для обмывки и очистки поверхностей вагонов, узлов, деталей, сборочных единиц.
3.27 технические моющие средства на кислотной основе: Жидкие или гелеобразные моющие
средства, в состав которых входят смесь различных органических и неорганических кислот, ингибирую-
щие добавки и другие вещества, сообщающие водному раствору кислую реакцию и предназначенные
для обмывки наружных поверхностей кузовов от железоокисных загрязнений (колодочной пыли), из-
вестковых, графитовых и других минеральных загрязнений.
3.28 технические моющие средства на нейтральной основе: Моющие средства в виде жидко-
стей, гелей, порошков, в состав которых входят щелочные препараты в композиции с поверхностно-ак-
тивными веществами, сообщающие водным растворам практически нейтральную реакцию (рН 7—8 ед.)
и предназначенные для очистки поверхностей от простых грязевых отложений и пыли.