ГОСТ Р 54612—2011
6.5 Работы по обмывке и очистке в помещениях проводят только при включенной вентиляции.
6.6 Технологическое оборудование вагономоечного комплекса должно быть герметичным и долж-
но быть заземлено от статического электричества. Все электроустановки должны быть во взрывоза-
щитном исполнении, оборудование и трубопроводы заземлены.
6.7 Все работы должны быть проведены при соблюдении норм и правил по технике безопасности,
применяемых при работе с токсичными, легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами, по
ГОСТ 12.1.004 и пожаровзрывобезопасности статического электричества по ГОСТ 12.1.018.
6.8 Производственные помещения должны быть обеспечены питьевой водой по ГОСТ Р 51232.
6.9 При попадании жидкого концентрата или рабочего моющего раствора ТМС на кислотной
основе на кожу или в глаза их следует промыть большим количеством чистой воды и обработать
кожу 2%-ным раствором питьевой соды. При попадании жидкого концентрата или рабочего моющего
раствора ТМС на щелочной основе на кожу и в глаза их необходимо также промыть водой, а затем об-
работать 2%-ным раствором борной кислоты.
6.10 При приготовлении рабочих моющих растворов концентрат ТМС должен быть добавлен в воду.
6.11 При разливе концентратов ТМС необходимо немедленно нейтрализовать их содой (кислот-
ные растворы) или борной кислотой (щелочные растворы), а затем смыть струей воды.
6.12 Жидкий концентрат ТМС следует переливать из тары осторожно, не допуская образования
брызг и переливов. Сыпучие ТМС следует засыпать с небольшой высоты для исключения пылеобра-
зования.
7 Экологические требования
7.1 При обмывке пассажирских вагонов и МВПС источниками загрязнения окружающей среды
являются выбросы аэрозолей, сточные воды и стекающий со стенок кузова рабочий моющий раствор,
которые содержат остатки кислоты, щелочи, поверхностно-активные вещества и различные смытые за-
грязнения, в том числе и нефтешлам.
7.2 Вагономоечная установка должна иметь систему сбора, отвода, очистки и оборота используе-
мой воды, а также устройства для выпуска ее в канализацию после необходимой доочистки.
7.3 Участок предварительного ополаскивания, участок нанесения рабочего моющего раствора и
интенсивной мойки вагономоечной установки должны иметь водонепроницаемое покрытие с уклоном к
сборным лоткам, собирающим загрязненную воду, отстойник, фильтры для очистки и организации
оборотного водоснабжения, а также экран из полипропилена или поликарбоната. Длина участков с по-
крытием в направлении движения поезда от позиций нанесения рабочего моющего раствора и обмывки
вагона должна быть не менее 10 м.
7.4 Качество оборотной воды должны контролировать один раз в год производственные лаборато-
рии предприятий, осуществляющих технологические процессы обмывки и очистки.
Содержание примесей в оборотной воде не должно превышать следующих показателей:
- от 20 до 30 мг/л — по взвешенным частицам;
- 5 мг/л — по поверхностно-активным веществам;
- от 6,5 до 8,5 — по концентрации водородных ионов рН.
7.5 В случае аварийного разлива концентрата ТМС его следует смыть струей воды в канализацию.
ТМС перед смывом нейтрализуют в соответствии с 6.11.
7.6 При необходимости спуска в канализацию отработанные растворы и проливы щелочей, содер-
жащие биологически разлагаемые поверхностно-активные вещества, должны быть разбавлены водой
до концентрации водородных ионов от 6,5 до 8,5 ед. рН.
7.7 На территории предприятий или организаций должны находиться емкости для сбора отходов,
образующихся при очистке оборудования, тары, которые должны быть утилизированы и захоронены в
соответствии с санитарными правилами [10].
8 Правила приемки
11
8.1 Состояние наружной поверхности кузовов вагонов, подвагонного оборудования и поверхно-
стей внутренних помещений вагонов до обмывки оценивают по следующим показателям:
- грязеудержание;
- характер загрязнений.