ГОСТ Р 54612—2011
В конструкцию вновь возводимого механизированного вагономоечного комплекса могут входить:
- контур нанесения щелочного моющего рабочего раствора;
- контур ополаскивания оборотной водой.
4.4.1.3 Вращающиеся щетки на контурах интенсивной мойки и ополаскивания должны быть уста-
новлены наклонно для очистки скатов крыш и иметь плотно прилегающую к кузову эластичную щетину
или губчатое вещество из пластика.
4.4.2 Требования к инвентарю и оборудованию для ручной обмывки
4.4.2.1 Ручной способ очистки должен предусматривать применение щеток, шлангов, брандспой-
тов, ведер и бачков, обтирочного материала, резиновых щеток для стекол, мерных емкостей для при-
готовления моющего раствора заданной концентрации.
Порезы и проколы на шлангах, острые кромки на ведрах и бачках не допускаются.
4.4.2.2 Щетки должны иметь щетину средней жесткости для создания необходимых механических
воздействий на загрязнения. Вместе с тем щетина не должна повреждать лакокрасочное покрытие и
стекла окон кузовов вагонов. Ручка щетки должна иметь телескопическую конструкцию для регулирова-
ния высоты нанесения раствора.
4.4.2.3 Аппараты высокого давления должны быть мобильными, маневренными, иметь эжектор-
ные насадки для подачи моющего раствора и для последующей обмывки поверхности водой.
4.4.3 Машины струйной очистки и машины погружного типа должны иметь систему обезврежи-
вания вредных выбросов, систему непрерывной очистки от нефтесодержащих и грязевых осадков и
шламов, систему замкнутого оборотного водоиспользования моющего раствора или устройства для
механизированного удаления отмытых загрязнений.
5 Требования к технологическим режимам и последовательности
выполнения операций
5.1 Требования к механизированному способу обмывки наружной поверхности кузовов
7
5.1.1 При механизированной обмывке кузовов пассажирских вагонов и МВПС, окрашенных мате-
риалами на полиуретановой основе, применяют ТМС на кислотной и щелочной основах; окрашенных
алкидными материалами — ТМС на кислотной основе.
Допускается на механизированных вагономоечных комплексах применение ТМС на щелочной ос-
нове для пассажирских вагонов и МВПС, окрашенных модифицированными алкидными лакокрасочны-
ми материалами.
5.1.2 Скорость передвижения пассажирского вагона и МВПС через вагономоечный комплекс не
должна превышать 2 км/ч.
5.1.3 При обмывке должна быть соблюдена такая последовательность операций:
- выбор программы обмывки в зависимости от вида железнодорожного подвижного состава и сте-
пени его загрязненности;
- ополаскивание кузоваводопроводной водой для удаления пыли (снега)иохлаждения при температу-
ре окружающей среды более 20 °С или подогрева — при температуре окружающей среды ниже минус 5 °С;
- нанесение рабочего моющего раствора методом аэрозольного распыления;
- выдержка рабочего моющего раствора на поверхности;
- обработка стен кузова (растирка) моющим раствором вращающимися щетками для механиче-
ского разрушения и удаления размягченных загрязнений;
- обмывка кузова водой для смыва диспергированных или эмульгированных загрязнений одно-
временно с обработкой щетками;
- сушка кузова теплым воздухом.
5.1.4 Продолжительность контакта рабочего моющего раствора с загрязненной поверхностью
должна быть не менее 1 мин и не более 5 мин.
5.1.5 Не допускается высыхание раствора ТМС на поверхности.
5.1.6 При неполном удалении загрязнений с поверхностей кузовов повторить обмывку.
5.1.7 Допускается в технически обоснованных случаях (при сильных загрязнениях) обрабатывать
боковые, лобовые стены и труднодоступные места кузовов рабочим моющим раствором вручную с по-
следующей обмывкой с помощью вагономоечной установки.
5.1.8 Перечень труднодоступных мест:
а) углы окон;
б) ниши под поручнями;
в) торцевые стены;