ГОСТ Р 54612—2011
8.2 Приемку ТМС осуществляют по следующим показателям:
- упаковка моющих средств в части сохранности контрольных устройств;
- наличие этикеток;
- наличие паспорта на каждую партию;
- цвет, внешний вид и запах ТМС.
8.3 Контролю подлежат температура воздуха в вагономоечных комплексах при механизированном
способе обмывки и температура окружающей среды при ручном способе обмывки на открытом воздухе.
8.4 Контроль приготовления рабочего моющего раствора осуществляют по показателям:
- правильность приготовления моющих растворов;
- значение рН концентрата и моющего раствора;
- концентрация растворов;
- температура моющих растворов и обмывочной воды.
Контроль производят по показателям, установленным технической документацией на конкретный
вид ТМС.
8.5 Состояние наружной поверхности кузовов и поверхностей внутренних помещений вагонов по-
сле обмывки оценивают по показателям:
- изменение цвета покрытия;
- изменение блеска покрытия;
- меление покрытия;
- наличие несмытого моющего средства на поверхности кузова.
8.6 При обмывке наружных поверхностей кузовов пассажирских вагонов приемке подлежит каче-
ство и процесс обмывки вагонов.
8.7 Контроль состояния поверхностей кузовов вагонов после обмывки осуществляется визуально
по ГОСТ 9.407 не позднее 10 мин после окончания обмывки.
9 Методы контроля
12
9.1 Состояние поверхности до обмывки определяют визуально по ГОСТ 9.407 на степень грязе-
удержания. При грязеудержании более балла 1 требуется обязательная обмывка кузова.
9.2 Характер и степень загрязнения поверхности определяется визуально по ГОСТ 9.402.
9.3 Маркировка моющих средств должна соответствовать ГОСТ 14192. На каждой бочке, кани-
стре, флаконе, мешке должны быть наклеены этикетки с обозначением наименования ТМС, страны-из-
готовителя и его адреса, номера партии, даты изготовления, обозначения технических условий, срока
хранения, назначения.
9.4 Внешний вид и цвет ТМС определяют визуально. Жидкие моющие средства наливают в ци-
линдр и просматривают в проходящем свете. В моющем средстве не должно быть механических при-
месей, хлопьев и т. п. Внешний вид порошковых моющих средств определяют визуально на отсутствие
комков и слипаемость.
9.5 Температуру воздуха при проведении обмывки контролируют термометрами, термогигроме-
трами или подобными приборами на всех этапах обмывки и очистки.
9.6 Оптимальная концентрация рабочего моющего раствора и способ его приготовления выбираются
в зависимости от степени загрязненности с учетом местных условий в соответствии с требованиями 4.3.4.
Концентрации рабочих моющих растворов ТМС контролируют при их приготовлении мастером,
машинистом моечной установки или мойщиком-уборщиком железнодорожного подвижного состава.
Показатель концентрации водородных ионов проверяют лакмусовой бумагой или по ГОСТ22567.5.
9.7 Для проверки качества обмывки каждый вагон рекомендуется подвергать приемочному кон-
тролю. На обмытой поверхности не должны оставаться видимые остатки загрязнений, пятна, потеки,
несмытые моющие средства.
9.7.1 Требования к вагонам, обмытым механическим способом
9.7.1.1 Состояние боковой поверхности кузова вагона должно соответствовать:
- баллу 1 по ГОСТ 9.407 — для лакокрасочных покрытий повышенной долговечности. На обмытой
поверхности допускается наличие отдельных механических частиц загрязнений;
- баллу 2 по ГОСТ 9.407 — для алкидных лакокрасочных покрытий.
9.7.1.2 Состояние поверхности кузовов вагонов в труднодоступных местах в соответствии с пере-
числениями а), б), в), г) 5.1.8 для алкидных лакокрасочных покрытий и покрытий повышенной долговеч-
ности
допускает
налет
механических
частиц,
при
этом
цвет
покрытия
должен
быть
различим.