ГОСТ 33475—2015
2.8 расчетная скорость движения: Значение скорости движения одиночного автомобиля при
нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, исполь
зуемое для определения допустимых параметров элементов плана, продольного и поперечного про
филя на сложных участках трассы автомобильной дороги, исходя из условий обеспечения удобства и
безопасности дорожного движения.
2.9 разделительная полоса: Конструктивный элемент автомобильной дороги, разделяющий
транспортные потоки по направлениям или составу движения.
2.10 расстояние видимости: Расстояние от передней части легкового транспортного средства,
на котором с места водителя различаются конструктивные элементы дороги и другие предметы в на
правлении движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство по соответ
ствующей полосе.
2.11 уширение проезжей части: Увеличение стандартной ширины проезжей части для обеспе
чения безопасности движения транспортных средств на отдельных участках автомобильной дороги.
2.12 отвод ширины проезжей части: Переход от стандартной ширины проезжей части автомо
бильной дороги к уширенной.
2.13 серпантина: Кривая в плане, описанная с внешней стороны угла поворота трассы и устраи
ваемая для развития трассы в горной и сильно пересеченной местности.
2.14 вираж: Односкатный поперечный профиль проезжей части, устраиваемый на кривой в плане
с уклоном к ее центру для повышения удобства и безопасности движения.
2.15 отгон виража: Переход от двускатного поперечного профиля проезжей части на прямоли
нейном участке дороги к односкатному на кривой в плане и обратно.
2.16 дополнительная полоса проезжей части: Полоса движения, устраиваемая дополнительно
к основной полосе движения на отдельных участках дорогдля повышения их пропускной способности,
а также безопасности движения на них.
2.17 переходно-скоростная полоса: Полоса движения, устраиваемая дополнительно к основной
полосе движения, для безопасного изменения траектории и скорости движения транспортного сред
ства. совершающего маневр слияния с транспортным потоком прямого направления движения или раз
деления с ним на пересечениях и примыканиях или иных участках автомобильных дорог.
2.18 коэффициент загрузки дороги движением: Отношение фактической интенсивности дви
жения к практической пропускной способности дороги.
3 Геометрические элементы автомобильных дорог
3.1 Геометрические элементы должны обеспечивать пространственную плавность и зрительную
ясность автомобильной дороги, гармоничное ее сочетание с окружающим ландшафтом местности, для
чего:
- в углы поворота трассы необходимо вписывать кривые постоянной или переменной кривизны,
как самостоятельные элементы плана или в сопряжении друг с другом.
- переломы продольного профиля при разработке проектной документации на строительство но
вых автомобильных дорог I—III категории, а также на реконструкцию автомобильных дорог категории
IA и IB следует сопрягать вертикальными кривыми постоянной или переменной кривизны независимо
от алгебраической разности уклонов сопрягаемых участков (требования к сопряжению переломов про
дольного профиля в проектной документации на строительство автомобильных дорог IV—V
категории и реконструкцию дорог категории IB и II—V. а также капитальный ремонт автомобильных
дорог неза висимо от их категории устанавливаются в национальных стандартах или иных
нормативных актах);
- прямолинейные и криволинейные отрезки дороги по протяженности должны быть соразмерны
между собой, а радиусы смежных кривых в плане не должны отличаться друг от друга более чем в 1.3
раза.
3.2 В целях обеспечения относительного постоянства скорости и благоприятных условий безопас
ности движения транспортного потока на всем протяжении дороги, снижения ограничений, потенци
ально накладываемых дорожными условиями на избираемые водителями режимы движения, а также
учитывая возможности последующей реконструкции дороги за пределами перспективного периода в
качестве основных параметров геометрических элементов плана и продольного профиля автомобиль
ной дороги следует принимать:
а) расстояние видимости поверхности дороги — не менее 450 м;
б) расстояние видимости встречного автомобиля на обычных дорогах — не менее 750 м;
2