ГОСТ Р 55866-2013
чисел, дающих частоты повторения и тяжести последствий или ущербов о прогнозируемых
результатах для заданных факторов и выявленных угроз.
3) Приемлемость расчетного проактивного риска находится путем сравнения его с допустимым
(стандартным) уровнем приемлемого риска. Получаемая величина нахождения двух уровней -
расчетного или прогнозируемого и допустимого приемлемого используется для выработки
управляющих воздействий на систему с целью снижения расчетного прогнозируемого риска и
обеспечения повышения уровня БП в авиакомпаниях.
4) Управление риском и управление безопасностью осуществляется путём воздействия на
систему через факторы, влияющие на состояние системы и условия возникновения опасных событий в
системе, позволяющих снизить прогнозируемые значения рисков, превышающих стандартные
уровни с помощью процедур управления ВС и производства полетов, повышения квалификации
экипажей ВС (операторов авиационной системы), повышения надежности АТ, агрегатов и узлов,
улучшения управления системой ОрВД при конкретных видах опасности и факторов опасности и при
выявленных (проактивно обнаруженных) угрозах (источниках опасности).
5) Пути снижения рисков, основанных на управлении состоянием авиационной системы
способом уклонения от факторов опасности (источников опасности ) или их исключения.
5.2.3 Методические положения о взаимосвязи характеристик проактивного и активного
методов (группа факторов N
2
3)
5.2.3.1 Проактивный метод управления безопасностью на основе управления рисками является
основным для повышения уровня безопасности в авиакомпаниях на основе предупреждения
возможных АП и серьёзных инцидентов путем прогнозирования заранее - априорно (проактивно)
возможных негативных последствий от каждого выявленного (проактивно или активно) опасного
фактора и соответствующего источника опасности (угрозы).
5.2.3.2 Активный метод управления рисками и безопасностью полётов применяется при
расследовании АП для выявления скрытых или неизвестных и необнаруженных угроз (источников
опасности) и для подтверждения и проверки экспертных предположений принимаемых при
проактивных методах идентификации рисков.
Цепь управления безопасностью полётовпутём управления рискамипредставленана
рисунке 1.
5.3 Классификация угроз и перечня опасностей, определяемых на основе анализа
полетнойинформации.Концепцияуправлениябезопасностьюполетовна основе
математических моделей рисков
Возможны интерпретациипроцессов управления рисками в рамках понятий классической
теории управления процессами и системами. Управление БП и Управление рискомлогически
взаимно связаны, т.к. без понятия риска управление безопасностью трудно согласовать с
положениями теории управления процессами и системами.
Основу концепции управления БП составляет методика управления рисками по
программам ИКАО, в которой предусматриваю тся следую щ ие этапы:
а) проактивное по РУБП (по ИКАО ) или априорное оценивание величины риска
по показателю степени риска с постоянным ущербом (для случаев катастроф ):
6) активное или апостериорное оценивание при поиске источников опасности ( угроз).
Следует признать, что управление рисками - это инструмент первого процесса на этапе
проактивного воздействия на возможное состояние системы обеспечения БП.
В связи с этим на основании моделей рисков (1), (2) и определения безопасности по ИКАО
вводится понятие приемлемого риска
R
* ( меры по шкале матрицы рисков), также оценивается и
расчетный риск
R***
длярассматриваемой опасности полетов при конкретной и обнаруженной
угрозе
по выделенным, например, факторам
Ф1.ЭФ2.
Далее, как и в теории управления,
составляется невязка рисков «дельта
R
*,
R***»,
зависящая от факторов
Ф1.ЭФ2:
«дельта
R *
. /?***# = ( Я*-
й***)чр(Ф1,ЭФ2..
На основе невязки можно назначить проактивно управляющие воздействия на систему и
снизить проактивно риск. На активной фазе это позволяет уклоняться от опасных факторов (не
принимать рисков или снижать тяжесть последствия от проявления опасного фактора):
U (Л
R
* .-
(т1,т2< R*).
Управление рисками обозначает управление процессами или событиями при возникновении
ситуаций или сценариев событий, ведущих к возникновению катастроф. АП. предпосылок к АП и
инцидентам.
4