ГОСТ Р 55866-2013
- обеспечение рекомендаций по результатам анализа АП. происшедших в открытом море или в
недоступных районах;
- восстановление данных о происшествиях;
- конфигурации ВС;
- перечень операций в кабине летного экипажа;
- обобщению опыта в ГА за последние годы по регулированию вопросов безопасности полетов.
Изложение научных основ национальных стандартов по СУБП (СМБ АД) с учетом стандартов и
рекомендованной практики ИКАО представлено в ГОСТ Р 55860-2013.
5Наземная обработка полетной информации на основе рекомендаций
Приложения 19 к Конвенции о Международной гражданской авиации
5.1 В основе всех процедур обработки ПИ лежит новое определение риска;
«Риск - это мера количества опасности только в прогнозируемом опасном состоянии с
прогнозируемым событием».
С учетом принятой трактовки превентивное (проактивное) прогнозирование опасности
производят с учетом двух типов угроз;
- угрозы типа 1А - источники опасности (инциденты, выявленные и занесенные в базу данных
авиакомпании).
- угрозы типа 1Б - проактивные источники опасности в виде прилагаемых возможных
инцидентов, ошибок пилотов, проявления признаков среды, зависимости от выделенных факторов.
Опасности - возможные проактивные прогнозируемые состояния, возможные вследствие
возникновения предполагаемых опасных событий по факторам идентифицируемых угроз.
Можно сделать вывод, что безопасная система - это опасная система, в которой возможно
возникновение опасного события, влекущего ущерб или вред, но при котором риск нанесения
отрицательных негативных воздействий мал.
Идентификация угроз и их оценивание - это обнаружение источников возможной опасности и
соответствующих факторов в целях прогнозирования возможности опасного рискового события с
определенной мерой риска.
Методы обработки ПИ должны обеспечить возможность извлечения из баз данных в системах
ССПИ (в частности. FDR) необходимой информации об опасности на основе критериев опасности
(безопасности), изложенных в настоящем стандарте.
5.2 Методические положения по построению процедур извлечения информации
5.2.1 Методические положения по определению опасностей и рисковых ситуаций (группа
факторов N8 1)
5.2.1.1 Угроза - источник опасности с определенными факторами воздействия на ВС и
состояния полетной ситуации.
5.2.1.2 Опасность - состояние системы, возникающее при проявлении (возникновении)
факторов опасности, которые могут привести к негативным (нежелательным) последствиям.
5.2.1.3 Уровень безопасности - уровень который определяется путем сравнения значений
возможного риска возникновения нежелательных последствий с уровнем приемлемого риска при
конкретном виде опасности (и факторе) при заданной (выявленной) угрозе.
5.2.1.4 Значимость уровня расчетного риска определяется экспертным путем с помощью матриц
анализа (оцонивания) рисков в форме, рекомендованной ИКАО в РУБП (2) и принятой за основу в
СУБП для авиакомпаний.
5.2.2 Методические положения по управлению рисками (группа факторов N8 2)
Существуют следующие теоретические принципы повышения БП на основе управления
рисками;
1) Риск или величина риска является мерой количества опасности (или значимости опасности),
зависящей от частоты возникновения конкретных (выявленных) угроз полету ВС по определенному
фактору и по определенной опасности с учетом тяжести возможных последствий.
2) Оценка значимости риска нежелательных последствий прогнозируемых результатов полетов
определяется на основе проактивного метода с помощью матрицы рисков в виде единственного
определённого числа или индекса, отражающего экспертное значение комбинации или сочетания
3