ГОСТ Р 55866-2013
Ь) Коды в БД для человеческого фактора их веса (0 или 1) и влияния на БП
Т а б л и ц а2 - SHEL-индексы полётных ситуаций в классе событий
Обозначение ситуации
Индексы
SHEL
12
3
Код
индекса
4
1(ЧФ)
2
(Т)
3
(У)
4
(С)
5(ЧФ. Т)
6(ЧФ. С)
7
(ЧФ. У)
8(ЧФ. Э)
9
(Т.С)
10
(Т.У)
11
(У. С)
12 (ЧФ. Т. У)
13 (ЧФ, У, С)
14 (ЧФ. Э. С)
15 (ЧФ. Э. Т)
16(ЧФ. Э. У)
Человеческий фактор
Техника
Управление
Среда (Метео)
ЧФ - техника
ЧФ - среда
ЧФ - управление
ЧФ - экипаж
Техника - среда
Техника - управление
Управление - среда
ЧФ - техника - среда
ЧФ - управление - среда
ЧФ - экипаж - среда
ЧФ - экипаж - техника
ЧФ - экипаж - управление
6.1.3 Применение цепей Дж. Ризона в интерфейсе «SHEL»
Модель Ризона поясняет, каким образом человек «содействует» нарушению работоспособности
хорошо организованной системы, имеющей, однако, целый ряд недостатков и подверженной
различным неблагоприятным факторам, не зависящим от персонала. В связи с этим отказы могут но
сить активный характер [проявляются незамедлительно по причине, связанной с нарушением
(ошибкой) исполнителя); скрытый характер, если нарушение допущено задолго до происшествия (при
принятии решений или на уровне линейного руководства).
Проведенный анализ зарубежной и отечественной практики эксплуатации ВС позволил выявить
наиболее характерные недостатки технического обслуживания, к которым относятся; неправильная
сборка компонентов, соединение не тех элементов; неправильное соединение электропроводки;
оставленные на ВС предметы (инструмент и т.п.); неправильно выполненная смазка; незакрепленные
кожухи, крышки смотровых люков, обтекатели; неснятые перед вылетом чеки, заглушки, фиксаторы,
струбцины и т.п.
8