ГОСТ Р 55866-2013
Введение
К показателям безопасности полётов относятся показатели, рекомендованные ИКАО в
Приложении 19 к Конвенции о международной гражданской авиации [1] и Руководстве по управлению
безопасностью полётов (Doc. 9859-AN/460) [2). Для достижения целей в сфере безопасности
необходимо применять менеджмент риска, который способствует достижению целей заказчика.
Менеджмент риска должен быть включен в общую систему менеджмента организации и
предназначен для координации действий в области безопасности полетов и получения
положительных финансовых результатов. Для этого используются соответствующие базы данных,
включенные в состав систем менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД),
учитывающиеособенностипроектирования,изготовленияавиационнойтехники(самолеты,
вертолеты, винты, двигатели и пр.), а также эксплуатацию ВС и процессы поддержания летной
годности.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по менеджменту риска при производстве полетов
с учетом Поправки Nv 101 ИКАО, а также дополняет основополагающий стандарт по системам
менеджмента риска ГОСТ Р 51897-2002. «Менеджмент риска. Термины и определения».
Установленные в стандартетребования к СМБ АД расположены в систематизированном
порядке, с учетом понятий в области менеджмента риска по аспектам безопасности при производстве
полётов в гражданской авиации Российской Федерации (ГА РФ) на основе методов выполнения
требований Поправки № 101 ИКАО с учетом уровня остаточного риска и норм приемлемого риска.
При этом учтены замечания эксплуатантов авиационной техники и поставщиков обслуживания,
основанные на опыте применения в ГА РФ оригиналов Руководства по управлению безопасностью
полетов (Doc. 9859-AN/460) (2) и ряда русских переводов указанного документа. Использованы
известные международные документы в рассматриваемой области типа Руководства ИСО
31000:2009 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания» [3]. Руководства ИСО/МЭК
73:2009 «Управление риском. Словарь» [4] и другие [5), [6]. [7], указанные в библиографии.
Ill