ГОСТ Р 55850-2013
Приложение В
(справочное)
Метод оценки тормозной системы
В.1 Общие положения
В данном приложении описывается один из методов оценки работоспособности тормозной
системы установки наземного привода в конкретном применении. Работоспособность тормозной
системы подлежит оценке с уметом скорости и продолжительности обратного вращения, повышения
температуры в установке наземного привода и остаточной накопленной энергии. Применение должно
определяться профилем скважины, типом тормозной системы и эксплуатационными условиями
скважины. Могут применяться другие методы оценки тормозной системы. Метод, представленный в
данномприложении,отражаетосновныеинженерныепредставления,которыедолжны
рассматриваться при оценке этих систем. Результаты этих методов могут положительно повлиять на
оценку соответствия тормозной системы тому или иному конкретному применению.
Многие факторы влияют на количество накопленной энергии и скорости, при которой она
может высвобождаться из производственной системы во время обратного вращения. Эта скорость
освобождения энергии определяет требования для тормозной системы. Поэтому необходимо
использовать всеобъемлющую числовую модель обратного вращения для определения требований к
тормозной системе для каждого применения установки наземного привода. Указанный анализ должен
выполняться потребителем/заказчиком или поставщиком/изготовителем на основании информации,
предоставленной по 6.3.2.
Установки наземного привода погружного винтового насоса накапливают значительное
количество энергии в системе в процессе стандартной работы. Когда скважина останавливается по
какой-либо причине, энергия кручения, накопленная в колонне привода, и потенциальная энергия
флюидав эксплуатационнойколонненасосно-компрессорных труб,может освободиться,
поворачивая колонну привода и подвижные элементы установки наземного привода в обратном
направлении. Обычно тормозная система устанавливается в наземном приводе, чтобы безопасно
рассеять накопленную энергию. Тормозная система должна:
ограничивать скорость обратного вращения для того, чтобы ни один элемент
установки наземного привода не превысил номинальную скоростьэтого элемента во время
обратного вращения;
ограничивать длительность обратного вращения для сведения к минимуму влияния на
эксплуатацию скважины;
минимизировать энергию, накопленную в установке наземного привода и в
производственной системе, по завершении обратного вращения привода;
рассеивать или поглощать энергию, освобожденную из производственной системы, не
нагревая ни один элемент установки наземного привода или производственной системы до
температуры, превышающей допустимую для условных эксплуатационных взрывоопасных атмосфер,
как предусмотрено национальным или международным стандартом, например. [28] или ГОСТ Р ЕН
13463-1.
В.2 Теоретическое моделирование процесса обратного вращения
В.2.1 Общие положения
Обратное вращение может происходить в двух случаях: при работе насоса с заклинившим
рабочим органом и стандартном завершении работы. Теоретические модели для этих двух случаев
приведены в В.2.2 и В.2.3. Определение символов, используемых в уравнениях, дано в таблице В.7.
В.2.2 Случай с заклинившим рабочим органом насоса
В случав с заклинившим рабочим органом насоса единственной энергией, которая
освобождается, является энергия кручения, накопленная в колонне привода.
Физическую систему для случая насоса с заклинившим рабочим органом следует представить в виде
системы с дисковой пружиной, как показано на рисунке В.1.
16