9
должен выбирать необходимые функции безопасности из этого перечня, чтобы получить требуемые меры безопасности от системы управления для заданного применения.
В таблице 1 перечислены типовые функции безопасности и некоторые их характеристики, а также приведены ссылки на стандарты, в которых изложены эти функции более подробно. Для каждой функции безопасности указывается ссылка на те разделы (пункты) стандартов, которые имеют отношение к этим вопросам (см. также раздел 2). Конструктор (или разработчик стандарта типа С) должен гарантировать, что требования этих стандартов удовлетворяются для выбранных функций безопасности.
При необходимости характеристики функций должны быть адаптированы для использования при разных источниках питания.
5.2 Функция останова
Дополнительно к требованиям, изложенным в стандартах, приведенных в таблице 1, должны применяться следующие требования.
а) Функция останова, включаемая защитным (предохранительным) устройством, должна сразу после его срабатывания переводить машину в безопасное состояние. Такой останов должен пользоваться приоритетом перед остановом машины по операционным причинам.
б) При совместной работе группы машин в согласованном режиме необходимо предусмотреть подачу сигнала в диспетчерское управление и (или) на другие машины о существовании такого состояния останова.
Примечание — Такой останов может вызывать операционные проблемы и трудности повторного пуска, например при электродуговой сварке. При некоторых применениях эта функция может быть объединена с остановом машины по операционным причинам, чтобы уменьшить соблазн обойти функцию безопасности.
5.3 Функция аварийного останова
Дополнительно к требованиям, изложенным в стандартах, приведенных в таблице 1, должны применяться следующие требования.
а) При совместной работе группы машин в согласованном режиме элементы, связанные с обеспечением безопасности, должны быть снабжены устройством подачи сигнала состояния аварийного останова на все части скоординированной системы.
б) В случаях, когда части скоординированной системы четко разделены, например защитными ограждениями или по местоположению, не всегда есть необходимость в применении аварийного останова ко всей системе, а только к определенной части(ям), выявленной(ым) при оценке риска.
в) После того как произошел аварийный останов одной из частей, не должна существовать опасность при взаимодействии этой части с другими частями системы.
5.4 Ручной возврат
Дополнительно к требованиям, изложенным в стандартах, приведенных в таблице 1, должны применяться следующие требования.
а) После подачи предохранительным устройством команды «Останов», состояние останова должно поддерживаться до тех пор, пока не будет приведено в действие устройство ручного возврата и не будут созданы безопасные условия для повторного пуска.
б) Восстановление функции безопасности путем возврата предохранительного устройства отменяет команду «Останов». Отмена команды «Останов» должна быть подтверждена вручную, отдельным и преднамеренным действием (ручным возвратом), если на необходимость этого указывает оценка риска.
в) Функция ручного возврата:
- должна быть обеспечена с помощью отдельного и вручную управляемого устройства в пределах элементов системы управления, связанных с обеспечением безопасности;
- должна быть выполнена только в случае, если действуют все функции безопасности и предохранительные устройства. Если это невозможно, то возврат не должен осуществляться;
- не должна сама инициировать движение или создавать опасную ситуацию;
- должна включаться преднамеренным действием;
- должна подготавливать систему управления для приема отдельной команды «Останов»;
- должна приниматься только путем срабатывания исполнительного механизма, находящегося в положении «выключено» (OFF).
г) Категория элементов, связанных с обеспечением безопасности, обеспечивающих ручной возврат, должна выбираться таким образом, чтобы включение ручного возврата не уменьшало необходимую безопасность, которая обеспечивается соответствующей функцией.
д) Исполнительный механизм возврата должен находиться за пределами опасной зоны и в