20
• Автоматический, насколько это возможно.
• Ручной, например путем периодического осмотра.
• Использование более чем одного метода.
А.9 Достигнуто ли снижение риска?
• Может ли снижение риска быть достигнуто более легко при различных сочетаниях мер снижения риска?
• Проверить, что принятые меры:
- не уменьшают способность машины выполнять свою функцию;
- не создают новых, неожиданных опасностей или проблем.
• Имеют ли силу данные решения для всех условий эксплуатации и технологического процессов?
• Совместимы ли эти решения между собой?
• Правильны ли технические требования для обеспечения безопасности?
А.10 Принимаются ли во внимание эргономические принципы?
• Легко ли использовать элементы системы управления, связанные с обеспечением безопасности, включая предохранительные устройства?
• Имеется ли безопасный и легкий доступ к системе управления?
• Имеют ли сигналы предупреждения заданный приоритет (например, будут ли они выделены)?
А.11 Были ли оптимизированы отношения между безопасностью, надежностью, эксплуатационной готовностью и эргономикой таким образом, что меры безопасности будут поддерживаться в течение всего срока службы данной системы и не будут давать повода персоналу обойти функции безопасности?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Руководство по выбору категорий
Б.1 Общие положения
В настоящем приложении описан упрощенный метод, основанный на ИСО 14121 [2] (особенно в отношении упрощения выбора элементов риска, изложенного в 7.1 ИСО 14121 [2]), для выбора соответствующих категорий в качестве ориентиров при конструировании различных элементов системы управления, связанных с обеспечением безопасности. Руководство в настоящем приложении следует рассматривать как часть оценки риска, приведенной в ИСО 14121 [2], но не ее замену.
Важно, что конструирование элементов систем управления, связанных с обеспечением безопасности, включая выбор категорий, как описано в разделе 4, должно быть основано на оценке риска, используя принципы, указанные в ИСО 14121 [2], и являться составной частью общей оценки риска эксплуатации машины.
Как правило, трудно или невозможно количественно определить риск, и настоящий метод касается только вклада в снижение риска, вносимого элементами системы управления, связанными с обеспечением безопасности. Этот метод обеспечивает только оценку снижения риска и предназначен для того, чтобы конструктор и разработчик стандартов могли выбирать категорию на основе поведения элементов системы управления в случае неисправности. Однако это только один аспект, и другие действия будут также вносить свой вклад в оценку риска для достижения адекватной безопасности. К таким действиям относятся, например, надежность компонента, используемая технология или конкретное применение, и они могут указывать на отклонение от ожидаемого выбора категории.
Настоящий метод представляет собой следующее.
Тяжесть травмирования (S) относительно легко поддается оценке, например рваная рана, ампутация, летальный исход.
При определении частоты появления опасного события используют вспомогательные параметры, чтобы повысить уровень оценки. К таким параметрам относят:
а) частоту и продолжительность подверженности данной опасности (F);
б) возможность уклонения от этой опасности (Р).
Опыт показал, что эти параметры могут быть объединены, как на рисунке Б.1, чтобы продемонстрировать градацию от низкой до высокой степени риска. Этим подчеркивается, что только качественный процесс дает оценку риска.