21
На рисунке Б.1 предпочтительная(ые) категория(и) показана(ы) в виде темного кружка большого диаметра. В некоторых применениях конструктор или разработчик стандарта типа С может выбирать другую категорию, показанную или темным кружком малого диаметра, или светлым кружком.
Кроме предпочтительных, можно использовать другие категории (см. 6.3), но тогда в случае неисправности должно поддерживаться предполагаемое поведение системы. Следует обосновать причины отклонения от предпочтительных категорий. К таким причинам может относиться применение разных технологий, например использование успешно испытанных гидравлических или электромеханических компонентов (категория 1) в сочетании с электрическими или электронными системами (категории 3 и 4). При выборе категорий, указанных на рисунке Б.1 темными кружками малого диаметра, могут потребоваться выборочные дополнительные меры, например:
- задание завышенных размеров или использование технологий, ведущих к исключению неисправностей;
- использование динамического контроля. Например, оценка риска параметром S1 (см. Б.2.1) устанавливает категорию элементов системы управления, связанных с обеспечением безопасности, как категорию 1. В некоторых применениях конструктор или разработчик стандартов типа С может выбирать категорию В за счет использования других мер защиты.

1 — начальная точка оценки риска для элемента системы управления, связанного
с обеспечением безопасности (см. 4.3, этап 3);
S — тяжесть травмирования:
S1 — легкая травма (как правило, обратимая);
S2 — серьезная травма (как правило, необратимая), включая летальный исход;
F — частота и (или) продолжительность подверженности опасности:
F1 — от редкой до очень частой, и (или) короткая продолжительность;
F2 — от частой до непрерывной, и (или) длительная продолжительность;
Р — возможность избежать опасности:
Р1 — возможно при определенных условиях,
Р2 — почти невозможно
Выбор категорий В, 1 ÷ 4:
— предпочтительные категории для исходных точек (см. 4.2);
— возможные категории, которые требуют дополнительных мер (см. Б.1);
— меры, которые могут быть рассчитаны с запасом для соответствующего риска.
Рисунок Б.1 — Выбор категорий для элементов систем управления, связанных с обеспечением безопасности
Б.2 Руководство по выбору параметров S, F и P для оценки риска
Б.2.1 Тяжесть травмирования видов S1 и S2
При оценке риска, связанного с неисправностями в элементах системы управления, имеющих отношение к безопасности, рассматривают только легкие (обычно обратимые) и серьезные травмы (как правило, необратимые, включая летальный исход).
Чтобы сделать выбор, необходимо принимать во внимание обычные обстоятельства