8
Взаимодействие между разными элементами систем управления, связанными с обеспечением безопасности | — | — | 3.7.8 | — | 9.3.4 ГОСТ Р МЭК 60204-1 | — |
Граница системы «человек-машина» | — | — | 3.6.6, 3.6.7 | 1.2.2 | Раздел 10 ГОСТ Р МЭК 60204-1; ГОСТ Р МЭК 60447 | — |
1) Ссылки на стандарты следует рассматривать как вспомогательную информацию для конструктора, которая не является частью требований настоящего стандарта. 2) В стадии разработки. |
Установить, каким образом будут удовлетворяться эти функции безопасности, и выбрать категорию(и) для каждого элемента или сочетания элементов, относящихся к системе управления, которые связаны с обеспечением безопасности (см. раздел 6).
4.3.5 Этап 4. Конструирование
Конструирование элементов системы управления, связанных с обеспечением безопасности, в соответствии с техническими условиями, определенными на этапе 3, и общими принципами конструирования согласно 4.2. Перечислить особенности, предусмотренные конструкцией, которые обеспечивают логическое обоснование для принятой(ых) категории(й).
Проверка конструкции на каждой стадии в целях гарантии, что элементы, связанные с обеспечением безопасности, выполняют требования предыдущей стадии разработки в контексте заданной(ых) функции(й) безопасности и категории(й).
4.3.6 Этап 5. Оценка достоверности
Оценка достоверности полученных функций безопасности и категории(й) по сравнению с техническими условиями этапа 3. При необходимости повторное конструирование (см. раздел 8).
Необходимо также оценить элементы системы управления, связанные с обеспечением безопасности, вместе со всей системой управления и как части данной машины. Требования по такой оценке не входят в область применения настоящего стандарта, но должны быть заданы конструктором машины или определены соответствующим стандартом безопасности типа С.
В случае использования программируемых электронных устройств при конструировании элементов систем управления, связанных с обеспечением безопасности, необходимы другие подробные методики (см. 8.4.2). Эти методики находятся в стадии рассмотрения (см. также приложение Д).
Примечание — В настоящее время трудно установить с какой-либо степенью достоверности (в ситуациях, когда значительная опасность может возникать вследствие неправильной работы систем управления), что можно гарантировать правильное функционирование одноканального программируемого электронного оборудования. До тех пор пока не будет решена эта проблема, не рекомендуется полагаться на правильную работу такого одноканального устройства (согласно 12.3.5 ГОСТ Р МЭК 60204-1).
4.4 Принципы эргономического конструирования
Взаимодействие между операторами и элементами систем управления, связанными с обеспечением безопасности, должно проектироваться и устанавливаться так, чтобы никто не подвергался опасности при всех режимах предназначенного использования и возможных случаях неправильного использования машины (см. также ГОСТ ИСО/ТО 12100-2; раздел 10 ГОСТ Р МЭК 60204-1; раздел 2 ГОСТ Р МЭК 60447; ЕН 614-1 [15]; ЕН 894-1 [16]; ЕН 894-2 [17]; ЕН 894-3 [18] и ЕН 1005-3 [19]).
Эргономические принципы следует применять так, чтобы машину или систему управления, включая элементы, обеспечивающие безопасность, можно было легко использовать и не провоцировать оператора работать опасным способом. Следует применять требования безопасности для соблюдения эргономических принципов, указанных в 3.6 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2.
5 Характеристики функций безопасности
5.1 Общие положения
В настоящем разделе приведен перечень типовых функций безопасности (см. 3.13 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1), которые могут быть соблюдены с помощью элементов систем управления, связанных с обеспечением безопасности. Конструктор (или разработчик стандарта типа С)