ГОСТ Р 52636—2006
- действия в случаеаварийных и нештатныхситуаций;
- организация обучения и тренинга пользователей и правила допуска их к работе с системой (см.
16.2);
- организация службы поддержки пользователей;
- технологическиеслужбы, обеспечивающие надежностьи бесперебойностьсистемы, поддержку
пользователей системы (см. 16.1).
16.1 Требования к технологическим службам, обеспечивающим бесперебойную работу,
регламентное обслуживание и поддержку пользователей
Для обеспечения бесперебойной работы систем ЭИБ и ЭПМЗ должны быть организованы специ
альные технологические службы, в обязанности которых входит проведение регламентных работ, лик
видация аварийных и нештатных ситуаций, валидация и контроль работоспособности системы,
поддержка и консультирование пользователей системы.
Эти работы могут выполнять как штатные сотрудники медицинской организации, так и представи
тели стороннейорганизации поотдельномудоговору.
Регламентработ, часыработы технологической службы иее составобусловлены технологически
ми особенностями функционирования систем в конкретных организациях, требованиями бесперебой
ности, максимально допустимым временем простоя системы, числом рабочих мест и пользователей
системы. Данные особенности должны быть указаны в «Положении о технологической службе»
идол жностных обязанностяхее сотрудников или в договоре об обслуживаниисистемы, заключенном
со сто ронней организацией.
Работа технологических служб должна организовываться и координироваться администратором
ЭМА (см. 7.2.13).
16.2 Требования к технологическим инструкциям и процессу обучения и тренинга пользо
вателей
Дляобеспечениябесперебойнойи качественной работы медицинского персоналас ЭМАи ЭПМЗв
медицинском учреждениидолжно быть проведено обучение всего персонала.
Система обучения персонала включает в себя:
- обучение общим навыкам работы с компьютерным и электронным оборудованием;
- обучение в группах (общее описание системы, ее структуры иосновы ее функционирования);
- обучение и тренинг непосредственным приемам работы на рабочем месте.
Наиболее удобной игибкой является трехуровневая система организация персонала:
- техническийперсонал, всовершенствезнающийтехническиеособенностисистемы иее возмож
ности. умеющий выполнять ее настройку и устранять нестандартные иаварийные ситуации;
- медицинскиеработники, обладающиевысоким уровнем компьютерной грамотностии оказываю
щие помощь и поддержкудругим медицинским работникам в своем подразделении; в обязанность этих
сотрудников входит также первичная оценка недостатков и ошибок в работе систем, формулирование
предложений пореорганизации и перенастройкесистем;
- медицинский персонал, непосредственно работающийссистемами ЭПМЗи ЭИБ.
Персонал каждой категориидолжен проходитьобучение посвоей программе.
Порезультатам обучения желательно проводитьтестирование иоценку подготовленности персо
нала. По результатам тестирования может осуществлятьсядопуск к работе ссистемами.
Для каждой категории персонала должны быть разработаны соответствующие инструкции.
Для медицинского персонала должна быть разработана «Инструкция о поведении в экстренных,
аварийных и нестандартных ситуациях», включающая телефоны аварийных и технических служб и
информациюо действиях, которыенеобходимо выполнитьдоихприбытия, способахработы без исполь
зованиясистемы ЭИБ.
Для технического персоналадолжны быть разработаны инструкции, описывающие структуру сис
темы, организацию данных, функции отдельных ее модулей, входные и выходные данные, способы
настройкисистемы, методыустраненияаварийных ичрезвычайныхситуаций, регламентобслуживания
системы.
Обучениевновьпоступившихсотрудников, допуск ихк работес системой ЭПМЗ иЭИБ. переподго
товка и тренинги персонала, устранение аварийных ситуаций, постоянно действующая поддержка
пользователей системы должны быть возложены на соответствующие технологические службы (см.
16
.
1
).
13