ГОСТ Р ИСО 14001—2007
А.2 Экологическая политика
Экологическая политика является движущей силой, обеспечивающей внедрение и совершенствование сис
темы экологического менеджмента организации Таким образом, она будет поддерживать и улучшать экологичес
кую результативность. Поэтому политика организации должна отражать обязательства высшего руководства
действовать в соответствии сприменимыми требованиямиэкологического законодательства идругими требовани
ями. принципами предотвращения загрязнения и постоянного улучшения. Экологическая политика образует базу,
на основе которой организация устанавливаетсвои цели и задачи. Экологической политике следует бытьдостаточ
но ясной для ее понимания как персоналом, так и внешними заинтересованными сторонами. Политику следует
периодически анализировать и пересматривать для отражения в ней изменившихся условий и появившейся
информации. Область ее применения должна быть легко идентифицируемой и должна отражать уникальный
характер деятельности, масштаб и воздействия на окружающую среду деятельности, продукции и услуг организа
ции. входящих в установленную область применения системы экологического менеджмента.
Политикуследуетдовести до сведения всехлиц. работающихдля организацииили по ее поручению, включая
субподрядчиков, работающих на объектах организации. Субподрядчикам информация может передаваться в фор
мах. отличающихся от заявления экологической политики, например в виде правил, указаний, процедур, которые
могут включать а себя только имеющие отношение кделу отдельные положения политики. Если организация явля
ется частью корпорации, то высшему руководству организации следует документально оформить экологическую
политику в контексте экологической политики корпорации и согласовать ее с руководством корпорации.
П р и м е ч а н и е — Под высшим руководством (топ-менеджмент) подразумевается отдельное лицо или
группа лиц. осуществляющее(их) управление и контроль деятельности организации на высшем уровне.
А.З Планирование
А.3.1 Экологические аспекты
Требования 4.3.1 предназначены для улучшения процесса идентификации организацией экологических
аспектов и определениятехизних. которыеявляются значимыми и. соответственно, приоритетными всистеме эко
логического менеджмента организации.
Организации следует идентифицировать экологические аспекты в рамках области применения системы эко
логического менеджмента, учитывая «входы» и «выходы» (как предполагаемые, так и не предполагавшиеся), свя
занные с ее текущей или прошлой деятельностью, продукцией и услугами, с планируемыми или новыми
разработками, новыми или модифицированными видами деятельности, продукцией или услугами. В процесс иден
тификации следует включать какнормальные, таки аномальные условия функционирования, пуска и останова, так
же как и возможные, при разумном предположении, нештатные (аварийные) ситуации.
Организация не должна рассматривать каждый продукт, компонент или сырьевой материал в отдельности.
Она может выбрать виды деятельности, продукции иуслуг для идентификации ее экологических аспектов.
Так как единого подхода к идентификации экологических аспектов не существует, при выбранном подходе
могут быть рассмотрены, например, следующие факторы:
a) выбросы в атмосферу.
b
) сбросы в воду.
c) сбросы на рельеф и размещение отходов;
d) использование сырьевых материалов и природных ресурсов.
e) использование энергии;
f) потери энергии, например а виде тепла, радиации, вибраций.
д) отходы и побочные продукты;
h) физические характеристики, например размеры, форма, цвет, внешний вид.
8 дополнение ктем экологическим аспектам, которые организация может контролировать непосредственно,
следует также рассмотреть аспекты, на которые она может влиять, например аспекты, связанные с продукцией и
услугами, используемыми организацией, и той продукцией и услугами, которые организация предоставляет. Далее
приведены рекомендации по оценке возможностей такого управления и влияния. Однако при любых обстоя
тельствах именно организация определяет степень управления, а также аспекты, на которые она может влиять.
Следует рассмотреть аспекты, относящиеся кдеятельности организации, продукции и услугам, такие как:
- проектирование и разработка;
- процессы изготовления;
- упаковка и транспортирование;
- экологическая результативность и практика работы субподрядчиков и поставщиков;
- управление отходами.
- извлечение (получение) и распределение сырьевых материалов и использование природных ресурсов:
- распределение, использование и утилизация продукции, срок службы которой закончился:
- дикая природа и биоразнообразие.
Управление и влияние на экологические аспекты продукции, поставляемой организации, могут значительно
меняться в зависимости от ситуации на рынке, с которой сталкивается организация, и ее поставщиков. Организа
ция. которая отвечает за проектирование своей продукции,может воздействовать на такие аспекты взначительной
9