ГОСТ 34488—2022
5.4.3.4 Барабанную лебедку или лебедку со звездочкой допускается применять на лифтах с номи
нальной скоростью не более 0,63 м/с.
5.4.3.5 У лебедки со шкивом или барабаном трения должно быть обеспечено сцепление тяговых
элементов (канатов или ремней) со шкивом или барабаном при рабочем режиме и испытаниях.
5.4.3.6 У лебедки со шкивом или барабаном трения должна быть исключена возможность подъ
ема пустой кабины при противовесе, находящемся на буфере и работающем на подъем приводе.
5.4.3.7 Между приводными элементами канатов, ремней или цепей (шкивом, барабаном, звездоч
кой) и тормозным барабаном (диском) должна быть неразмыкаемая кинематическая связь (например,
валы, шестерни, многорядные цепи).
Для передачи крутящего момента от электродвигателя допускается применение ременной пере
дачи. При этом ременная передача не должна располагаться кинематически между тормозным устрой
ством и тяговым элементом привода (канатоведущим шкивом, барабаном, звездочкой и т. п.). Натяже ние
ремня(ей) следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.5.4.14.
5.4.3.8 Доступные вращающиеся элементы лебедки, которые могут быть источником опасности:
а) шпонки и болты на валах;
б) ленты, цепи, ремни;
в) шестерни, звездочки;
г) выступающие валы двигателя, которые должны быть ограждены от случайного прикасания.
5.4.3.9 Допускается не ограждать канатоведущие шкивы, штурвалы, приводимые в действие вруч
ную, тормозные барабаны и любые подобные гладкие, круглые части. Такие части должны быть хотя бы
частично выкрашены в желтый цвет.
5.4.3.10 Должны быть предусмотрены меры по предотвращению спадания канатов, ремней или
цепей с приводных и направляющих элементов согласно 5.4.3.2.
5.4.3.11 При необходимости должна быть предусмотрена возможность перемещения кабины при
отключении основного источника электропитания лифта одним из следующих способов:
а) ручное перемещение кабины с использованием специального устройства:
- прилагаемое усилие, необходимое для перемещения кабины с номинальной нагрузкой, не
должно превышать 400 Н. Применение в устройстве штурвала со спицами или кривошипной рукоятки не
допускается, если это может привести к травмированию обслуживающего персонала в случае не
контролируемого движения кабины.
Если указанное усилие превышает 400 Н, то необходимо предусмотреть средства для электри
ческого аварийного управления из машинного помещения, отвечающие требованиям перечисления б).
Съемный штурвал следует хранить в непосредственной близости от лебедки. При нахождении в
машинном помещении нескольких лебедок съемные штурвалы должны иметь соответствующую мар
кировку (окраску) лебедки соответствующего лифта. Электрическое устройство безопасности, отвеча
ющее требованиям 5.5.4.24, должно размыкать цепь безопасности не позднее установки штурвала на
лебедку.
При наличии промежуточного устройства (редуктора или аналогичного) между штурвалом и
шкивом (барабаном, звездочкой) электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям
5.5.4.24, должно размыкать цепь безопасности не позднее установки устройства на лебедку.
Направление движения кабины при вращении штурвала должно быть указано на лебедке или
непосредственно на штурвале.
При перемещении кабины штурвалом должна быть предусмотрена возможность контроля из ма
шинного помещения нахождения кабины в зоне отпирания дверей;
б) перемещение кабины за счет дополнительного (резервного) источника электропитания.
Энергии источника должно быть достаточно для перемещения кабины до ближайшей этажной
площадки, открытия дверей;
в) перемещение кабины за счет разницы фактических масс кабины и противовеса (уравновеши
вающего груза):
- устройство для ручного или электрического растормаживания тормоза лебедки должно быть
расположено в машинном помещении, а при его отсутствии — в запираемом шкафу согласно 5.3.4.
При воздействии на устройство должны быть приняты конструктивные и/или организационные
меры по предотвращению движения кабины со скоростью больше скорости, предусмотренной для сра
батывания ограничителя скорости, как вверх, так и вниз;
- отсутствие движения кабины при воздействии на устройство растормаживания при размещении
в кабине груза, равного половине номинальной грузоподъемности, не является браковочным факто-
11