Должностная инструкция специалиста по маркетингу персонала
Примерный образец
Должностная инструкция специалиста по маркетингу персонала I. Общие положения
1. На должность специалиста по маркетингу персонала назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку по управлению персоналом без предъявления требований к стажу работы.
2. Назначение на должность специалиста по маркетингу персонала и освобождение от нее производятся приказом директора предприятия по представлению начальника отдела управления персоналом.
3. Специалист по маркетингу персонала должен знать:
- основы гражданского, трудового и хозяйственного права;
- законодательные акты, нормативные и методические материалы по труду, заработной плате, занятости и социальной политике;
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам организации и регулирования заработной платы, доходов населения;
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам организации связей с общественностью;
- основы законодательства о средствах массовой информации и рекламе;
- нормативные и методические материалы по маркетингу;
- рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;
- основы менеджмента;
- направления предпринимательской деятельности, организационно-правовой статус предприятия и перспективы его развития;
- технологию производства выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг);
- основы организации производства, труда и управления;
- методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства и управления;
- основные направления регулирования социально-трудовых отношений в РФ и регионе хозяйствования;
- основные направления регулирования доходов и заработной платы в РФ;
- сущность, функции и структуру заработной платы в современных условиях;
- планирование, организацию и контроль персонал-маркетинга на предприятии;
- организацию рекламного дела;
- уровни, основные элементы, виды, механизм, цикличность функционирования, сегментирование, регулирование рынка труда, его инфраструктуру;
- спрос и предложение, факторы, их формирующие, конкурентный рынок труда;
- виды и назначение маркетинговых исследований;
- методы исследования и сегментации внутреннего и внешнего рынка труда, его потенциала и тенденций развития;
- экономико-математическое моделирование и прогнозирование: формирование спроса и предложения на рынке труда, прогнозирование численности и состава трудовых ресурсов, заработной платы, доходов населения;
- профессионально-квалификационные требования и характеристики должностей служащих и профессий рабочих;
- основные методы проведения качественных и количественных социологических исследований;
- методы анализа статистической информации;
- законы композиции и стиля рекламных сообщений, статей, обращений, публичных выступлений;
- методы и средства эффективной рекламы и формирования имиджа предприятия-работодателя;
- опыт аналогичных отечественных и зарубежных фирм;
- компьютерные технологии и операционные системы;
- методы сбора и обработки информации с применением современных технических средств и компьютерных технологий;
- методы и средства формирования и использования собственной базы данных организации;
- этику делового общения;
- технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций;
- основы делопроизводства;
- формы учетных документов и порядок составления отчетности;
- правила и нормы охраны труда.
4. Специалист по маркетингу персонала подчиняется непосредственно начальнику отдела управления персоналом.
5. На время отсутствия специалиста по маркетингу персонала - командировка, отпуск, болезнь, пр. - его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Специалист по маркетингу персонала:
- анализирует конкурентную среду на рынке труда с учетом изменений в экономической, социальной и налоговой политике государства, политику организаций-конкурентов на рынке труда, стоимость рабочей силы, структуру численности персонала организации, динамику количества вакансий, текучесть кадров по видам причин и категориям персонала, конкурентоспособность заработной платы и системы социальных льгот (компенсаций), факторы, влияющие на обеспеченность организации рабочей силой;
- организует изучение (мониторинг) рынка труда для определения источников удовлетворения потребности организации в кадрах, установления и поддержания прямых связей с учебными заведениями, контактов с кадровыми агентствами, биржами труда, предприятиями аналогичного профиля;
- изучает структуру профильного рынка труда в регионе хозяйствования организации, в том числе секторную, региональную, возрастную, профессионально-квалификационную;
- прогнозирует динамику изменения конъюнктуры на профильном рынке труда в регионе хозяйствования организации и формирует спрос на рабочие места в организации, выявляет наиболее эффективные источники и пути покрытия потребности в персонале;
- проводит изучение и анализ должностной и профессионально-квалификационной структуры персонала предприятия и его подразделений, установленной документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, результатов аттестации работников и оценки их деловых качеств с целью определения текущей и перспективной потребности в кадрах, подготовки предложений по замещению вакантных должностей и созданию резерва на выдвижение;
- организует работу по разработке текущих и перспективных требований к должностям (рабочим местам) организации;
- принимает участие в разработке перспективных и текущих планов по труду;
- информирует работников предприятия об имеющихся вакансиях;
- проводит мониторинг электронных и печатных средств массовой информации по вопросам, связанным с функционированием профильного рынка труда и кадровой деятельности организации;
- осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации по кадровым вопросам, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации;
- разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для корпоративного издания, официального web-ресурса организации по кадровым вопросам, представителей средств массовой информации;
- совершенствует методику, информационное обеспечение и инструментарий проводимых исследований рынка;
- участвует в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера;
- участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера по кадровым вопросам, проводимых с участием представителей средств массовой информации и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение;
- участвует в подготовке информационно-аналитических материалов по кадровым вопросам для внутреннего пользования;
- участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью по вопросам, связанным с формированием имиджа организации как работодателя и привлечением лучшей по качеству рабочей силы в организацию;
- ведет контроль за ходом найма персонала, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по количеству и качеству поступающей в организацию рабочей силы, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка;
- выполняет работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов по кадровым вопросам, подготовке документов для сдачи в архив;
- обеспечивает рост эффективности деятельности в сфере управления персоналом организации, повышение конкурентоспособности организации как работодателя;
- обеспечивает исполнение решений руководства, своевременно информирует его о текущем ходе работ и их результатах;
- выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя;
- принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.
III. Права
Специалист по маркетингу персонала имеет право:
- знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
- вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;
- сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению;
- запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководства);
- требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им своих должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Специалист по маркетингу персонала несет ответственность за:
- ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
За реализацию плана отвечает специалист по маркетингу персонала, а сама реализация, в свою очередь, зависит от эффективного взаимодействия с другими подсистемами и подразделениями по вопросам предоставления необходимой информации и консультаций.
В целях повышения эффективности функционального и технологического разделения труда в системе управления персоналом организации необходимо применение централизованных регламентов, призванных эффективно координировать взаимодействие подсистемы маркетинга персонала с другими подсистемами системы управления персоналом и структурными подразделениями организации. Применение такого рода регламентов позволяет повысить эффективность деятельности подсистемы маркетинга персонала за счет исключения параллелизма и дублирования работ при выполнении функций маркетинга персонала, совершенствования технологии и времени подготовки, согласования принятия и реализации управленческих решений в данной области, повышения оперативности работы работников подсистемы маркетинга персонала при выполнении функциональных обязанностей посредством четкого установления определенной конкретизации степени участия в совместной работе. Регламент содержит необходимую информацию о рациональном распределении функций и полномочий в подсистеме маркетинга персонала.
В случае, когда возникает проблема возможности и необходимости создания отдельных структурных подразделений или выделения отдельных специалистов для решения вопросов маркетинга персонала организации, актуальным становится вопрос организации и постоянного совершенствования работы с информационными потоками в направлении их систематизации, упрощения, качества и скорости обработки. Это относится и к подсистеме маркетинга персонала. Определив функциональное разделение, целесообразно проанализировать информационные потоки, имеющие место в процессе реализации функций маркетинга персонала системой управления персоналом и другими структурными подразделениями организации. Этот подход позволит обеспечить принцип целостности системы управления персоналом, снизить долю параллелизма, дублирования многих процедур и действий, а также уменьшить упущения, игнорирование, невыполнение необходимых объемов работ. Таким образом, правильным было бы, помимо функционально-технологического регламентирования деятельности подсистемы маркетинга персонала организации, представить и информационное распределение потоков при реализации функций маркетинга персонала в организации. На практике применение принципа централизации информационных потоков реализуется с помощью составления схем обмена информацией между структурными подразделениями организации. Основываясь на данном принципе, целесообразно представить процесс взаимообмена информацией подсистемой маркетинга персонала и остальными подсистемами в рамках системы.
Источник - "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2010, № 10