В ЦБ рассчитывают на дополнительные меры со стороны банков по контролю за пополнением карт через банкоматы. Это необходимо для борьбы с мошенниками, которые провоцируют жертв на внесение наличных в свою пользу
Центробанк рассчитывает усилить контроль банков за пополнением карт через банкоматы и терминалы с функцией приема наличных. Это требуется для борьбы с мошенничеством, передает РБК со ссылкой на ответ представителя ЦБ на запрос издания.
По его словам, антифрод-процедуры уже работают на стороне банков получателя, но к ним потребуется дополнительное внимание. В ЦБ отметили, что «антифрод будет применяться ко всем входящим платежам, включая переводы через терминалы». Необходимость усиления контроля регулятор объяснил тем, что «злоумышленники используют схемы, провоцирующие потенциальных потерпевших на внесение средств на счета злоумышленников через терминалы (банкоматы), в том числе с функцией приема наличных денежных средств».
В интервью изданию на минувшей неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что банки возвращают мало похищенных средств, так как мошенники быстро выводят их. «Банк даже ничего не может сделать, если они выведены. И клиент, только когда понимает, что он сделал, через некоторое время обращается в банк, а деньги уже давно не в этом банке», — объяснила тогда Набиуллина. По данным ЦБ, во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов россиян более 3 млрд рублей, совершив свыше 236 900 денежных переводов без согласия клиентов. Банки вернули только 7,4% украденных средств.
Для хищения денег злоумышленники в основном использовали обманные методы — телефонные звонки или создание поддельных интернет-ресурсов. Мошенники часто убеждают своих жертв под разными предлогами снять деньги с карты, а потом внести их на «специальный» счет через банкомат или терминал другого банка, якобы для спасения средств. «Специальный» счет на самом деле принадлежит злоумышленникам. Таким образом, банк жертвы не может отследить, куда ушли деньги, так как последнее, что делал с ними клиент в поле зрения банка, — снимал их с карты в банкомате.
В других случаях мошенники убеждают жертв привязать карты злоумышленников к Google или Apple Pay жертвы, рассказал представитель Тинькофф Банка. Клиент вносит средства на нее как якобы на безопасный счет, а на самом деле пополняет карту мошенника. Такие случаи выявлять непросто, так как клиент фактически становится держателем карты.
Представитель Тинькофф Банка рассказал, что они анализируют пополнение карт через свои банкоматы на предмет мошенничества по многим факторам. В их числе он перечислил суммы операций, репутацию реквизитов внесения, поведение клиента у банкомата и другие. У банка установлены лимиты для каждого типа внесения наличных (по пластиковой карте, токенизированной карте, СМС), а также лимиты на внесение наличных по номеру телефона. Последний сценарий активно используют мошенники.
«Дополнительное» внимание требуется не платежам, а клиентам, на чьи счета поступают похищенные средства, отмечает представитель Газпромбанка: нужны поправки, позволяющие блокировать и возвращать похищенные средства, а также введение черных списков получателей похищенных денежных средств по аналогии с антиотмывочным законодательством.
Проблема в том, что обратиться к плательщику «банк получателя не может, так как он его не знает» из-за банковской тайны, объяснили в ГПБ, а обращение к получателю ничего не даст, если он мошенник. Если же банки смогут останавливать любые подозрительные платежи, получателям придется доказывать свое право их получить. По мнению Окошкина, усиление мер поможет, но частично: «Нужно работать не только с конечной точкой, но и с самим пользователем — повышать цифровую грамотность банковских клиентов».
Источник: Forbes