Хорошие продукты и сервисы
Наш Поиск (введите запрос без опечаток)
Наш Поиск по гостам (введите запрос без опечаток)
Поиск
Поиск
Бизнес гороскоп на текущую неделю c 02.12.2024 по 08.12.2024
Открыть шифр замка из трёх цифр с ограничениями

Кодекс крупнейших: зачем в России перепишут законы в сфере ИТ и связи.

или поделиться

Обновлено 15.01.2018 01:52

Кодекс крупнейших: зачем в России перепишут законы в сфере ИТ и связи.

Операторы связи и члены «открытого правительства» намерены кардинально изменить законодательство в сфере ИT и связи. Они приступили к созданию Инфокоммуникационного кодекса, который будет регулировать индустрию




Медиа-коммуникационный союз (МКС), в состав которого входят крупнейшие в стране телекоммуникационные компании и медийные холдинги, в конце 2017 года приступил к разработке Инфокоммуникационного кодекса — единого документа, который, по задумке авторов, должен прийти на смену действующим законам «О связи», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «О персональных данных». Об этом рассказали РБК три собеседника на телекоммуникационном рынке и подтвердили члены МКС.​



По словам представителя МКС, существующее законодательство ориентировано в большей мере на техническое регулирование и не успевает за развитием отношений в медиакоммуникационной сфере. Новое законодательство должно будет учитывать не только технологии и отношения в рамках отрасли, «но и возможности и риски, заложенные в их развитии, в том числе обмен информацией между устройствами, обеспечение конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, защиту персональных данных и т.п.».


*********************


Союз крупнейших


МКС был создан в феврале 2014 года операторами связи, среди которых «Ростелеком», МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом», а также медиахолдингами — Национальной медиа группой, «Газпром-Медиа», «СТС Медиа» и др. Среди целей союза — вносить предложения и участвовать в разработке документов, регулирующих деятельность в сфере связи и медиа.


Одна из успешных инициатив МКС — принятые в прошлом году поправки в законодательство, регулирующие работу онлайн-кинотеатров и мессенджеров. С 1 июля 2017 года иностранцам запрещено владеть более чем 20-процентной долей онлайн-кинотеатра, если более 50% его аудитории — это российские пользователи. С 1 января 2018 года вступил в силу закон, обязывающий мессенджеры идентифицировать своих пользователей с помощью номера мобильного телефона. Обе инициативы лоббировали участники МКС. Президент МКС Павел Степанов в интервью РБК подчеркивал: «Мы создаем регулирование не ради регулирования, а ради создания единой конкурентной среды. Это первая задача. Вторая задача — защита национального контента».


Старые новые проблемы


Основными нормативными актами в сфере связи и ИT в России являются законы «О связи», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О персональных данных», а также несколько десятков подзаконных актов к ним — постановлений правительства и приказов. Отдельные статьи, касающиеся регулирования ИT и телекоммуникаций, есть также в законах «О рекламе», «Об оперативно-разыскной деятельности» и др.


Однако еще десять лет назад начала обсуждаться идея создания Инфокоммуникационного кодекса, так как «уже тогда отраслевое законодательство не отвечало всем актуальным задачам развития отрасли с учетом прорыва технологий и совершенствования бизнес-практик», рассказал РБК вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов.


По словам собеседника РБК в одной из телекоммуникационных компаний, примером архаичности законодательства является действующая система лицензирования услуг связи: «Есть ряд разных лицензий на радиотелефонную связь, передачу данных, предоставление каналов связи и др. В результате одна компания вынуждена получить для работы десяток разных лицензий. При этом деятельность новых популярных сервисов вроде мессенджеров вообще никакому лицензированию не подвержена».


**********************


Еще один пример — данные о местонахождении абонента. «Сервисы доставки еды или заказа такси совершенно легально используют для своей работы геолокацию пользователя и передают данные о его местонахождении курьеру или водителю такси. В то же время имеющиеся у операторов связи данные о местонахождении абонента, согласно законодательству, являются тайной связи. И таких коллизий очень много», — продолжает собеседник РБК.


В прошлом году идея создания Инфокоммуникационного кодекса обсуждалась на заседании «открытого правительства» под руководством министра Михаила Абызова, рассказал еще один собеседник РБК и подтвердила куратор рабочей группы «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве России Ирина Левова. В презентации рабочей группы «Связь и IT» отмечено, что текущее законодательство о связи основано на логике построения и эксплуатации телефонных и телеграфных сетей XX века, содержит устаревшие термины вроде «сообщение электросвязи», а также большое число плохо согласованных между собой подзаконных актов.


С новым кодексом


Первая версия Инфокоммуникационного кодекса должна появиться к апрелю 2018 года, над ее созданием по заказу МКС работает Boston Consulting Group (BCG), с которой подписан контракт на $600 тыс., сообщил РБК топ-менеджер одного из операторов связи и подтвердил источник в другой телекоммуникационной компании. Этот срок указан и в отрывке из презентации BCG про Инфокоммуникационный кодекс (есть у РБК, его подлинность подтвердили два источника на рынке телекоммуникаций). В BCG не смогли предоставить информацию на момент публикации. Представитель МКС подтвердил, что к обсуждению концепции инициативы привлекались в том числе и BCG, но детали контракта комментировать не стал.


Принципиальное отличие нового подхода от действующего законодательства — регулировка передачи и обработки данных во всех инфокоммуникационных средах, а не конкретных услуг связи. «Общая основа — понятие «сообщений», одна из форм представления информации», — говорится в презентации рабочей группы «Связь и IT». В Инфокоммуникационном кодексе должны будут определить правовой статус информации как контента, то есть с точки зрения ее содержания и как объекта интеллектуальных прав. Он будет содержать разделы, посвященные защите информации, работе информационных посредников, правам и обязанностям пользователей, принципам построения и присоединения сетей связи.


Директор по связям с государственными органами «МегаФона» Дмитрий Петров сообщил РБК, что компания поддерживает идею унификации информационного и телекоммуникационного законодательства. «Операторы связи — равноценные игроки рынка наряду с интернет-компаниями, однако регулирование телекоммуникационной отрасли более консервативно. В связи с этим необходима ревизия существующих норм и понимание их соответствия целям развития цифровой экономики в стране», — пояснил он. «Необходимость изменения законодательства о связи действительно назрела уже давно в силу текущего развития технологий, но важно понимать, как именно будут реализованы эти изменения», — отметила пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева.


«Сегодня операторы связи превращаются в ИT-компании, активно осваивая новые для себя рынки в сфере финансовых услуг, электронной коммерции, обработки данных, системной интеграции, электронного документооборота, телемедицины и др. Необходимо создать такую систему отраслевого регулирования, в которую будут заложены потенциальные риски и возможности отрасли в среднесрочной перспективе. И Инфокоммуникационный кодекс способен объединить и систематизировать все многообразие законодательных актов», — говорит Руслан Ибрагимов.


Два собеседника РБК в телекоммуникационных компаниях утверждают, что для придания кодексу статуса государственного документа его могут внести в правительство в рамках реализации направления «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика», которое курирует фонд «Сколково». Директор департамента развития и планирования фонда «Сколково» Сергей Израйлит подтвердил РБК, что к концу лета 2018 года должны быть сформированы предложения о регулировании оборота данных, услуг, инфраструктуры для их сбора, хранения, а также защиты прав собственности и создания условий для их оборота. «Цель — стимулирование цифровой трансформации бизнеса, защиты интересов потребителей и государства. Данные предложения и формируют Инфокоммуникационный кодекс», — рассказал Израйлит. Говорить о сроках внесения и принятия данного нормативного акта, по его словам, пока нецелесообразно.


Глава Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин напоминает, что другая, серьезно меняющая рынок инициатива МКС (закон об онлайн-кинотеатрах) была серьезно доработана по сравнению с начальным вариантом и стала результатом консенсуса. Он считает, что в силу масштабности написание и принятие кодекса растянется надолго и у участников рынка будет возможность высказать свои замечания и пожелания.

Все конструкторы юридических документов Все разделы бланков и образцов юридических документов

Все разделы документов

Акты Банкротство физлиц Библиотека Ведомости Врачи и пациенты ГИБДД, жалобы ГОСТы и СНиПы Доверенности Договоры Договоры аренды Договоры залога Договоры купли-продажи Договоры по алфавиту Жалобы ЖКХ Журналы Заключения Запросы Защита бизнеса Защита прав потребителя Заявки Заявления Инвестиции Иски, претензии к договорам Исковые заявления ИТ. Интернет Карточки КБК 2023 Контроль, проверки и экспертизы Листы Миграционное право Недвижимость Органы государственной власти Отчеты Охота, рыболовство и спорт Положения Пособия и пенсии Постановления Претензии Приказы Протоколы Профессиональные стандарты Расторжение договора Расчеты Решения (не судебные) Сведения Сельское хозяйство Семейное право. Алименты, наследство, дарение Соглашения Справки Страхование Строительство Таможня Транспорт Трудовое право. ТК РФ, отдел кадров Трудовые договоры и должностные инструкции ТЭК Уведомления и Извещения Унифицированные формы Формы Формы банковских документов Формы бухгалтерской отчетности Формы налоговой отчетности Формы открытия/изменения бизнеса, ИП/ООО, типовые уставы ООО (36 штук) Формы первичных учетных документов Ходатайства Юристам