Госавтоинспекция разъяснила положения закона о регистрации автомобилей, вступившего в силу с 1 января. Самая ожидаемая опция — возможность получения документов и номеров на новую машину в автосалоне — пока не работает: всего десять компаний обратились в ГИБДД, чтобы получить разрешение на предоставление новой услуги, ни одна компания его не получила. Первые компании все же начнут работать по новой схеме в феврале, прогнозируют в ГИБДД. Наибольшей популярностью пользуется опция по самостоятельной печати номеров: ей воспользовались уже 25 тыс. человек. В ведомстве также пояснили, при каких условиях теперь применяется штраф за езду без номеров.
Закон «О государственной регистрации транспортных средств» принят в 2018 году и вступил в силу с 1 января текущего года. “Ъ” неоднократно рассказывал о нем. Закон и связанные с ним нормативно-правовые акты вызвали массу вопросов у автовладельцев и автодилеров, в связи с чем ГИБДД выступила вчера с разъяснениями.
Закон ввел для граждан право выбирать, где получать номера. Первый сценарий: как и прежде, автовладелец может получить госрегзнак (ГРЗ) в подразделении, оплатив полную пошлину в размере 2,85 тыс. руб. Автовладелец также может получить в подразделении лишь комплект документов (новое СТС), уплатив пошлину 850 руб., а номер напечатать самостоятельно у изготовителя госрегзнаков, включенного в официальный реестр МВД. Всего таких фирм порядка 400 по всей стране, у некоторых по несколько филиалов, общая сеть пунктов печати госрегзнаков насчитывает сейчас 1,5 тыс. точек. Предельные тарифы установлены ФАС в размере 2 тыс. руб. за номер. С начала 2020 года подобной услугой воспользовались 25 тыс. человек.
Много вопросов вызвала норма, связанная с запретом ездить без номеров на только что купленной машине.
До 1 января, напомним, действовало следующее правило: с момента смены собственника автовладелец вправе в течение десяти дней ездить без регзнаков до постановки машины на учет. С 1 января это правило уточнено, пояснил начальник надзорной деятельности ГИБДД России Роман Мишуров: если автовладелец решил зарегистрировать авто в подразделении, а саму железную пластину изготовить самостоятельно у фирмы-изготовителя, то на машине без номеров передвигаться нельзя. Иными словами, если авто уже зарегистрировано, но ГРЗ на ней не висит, то автовладелец может быть привлечен к ответственности по части 2 ст. 12.2 КоАП, штраф — 5 тыс. руб. или лишение прав. Кодекс в этом плане не менялся, но ранее граждане технически не могли выехать из подразделения на зарегистрированной машине без номера, а теперь могут. В остальных случаях, как и прежде, в течение десяти дней после смены собственника до постановки на учет можно ездить без госрегзнака. По словам заместителя главы ГИБДД Николая Шеюхина, разъяснения по этому поводу были направлены в регионы еще в декабре 2019 года.
Закон также впервые ввел привязку кода номера к региону регистрации автовладельца. Если, к примеру, житель Рязанской области покупает машину у москвича, то теперь он имеет право использовать номер исключительно с 62-м регионом. Аналогично, если житель Дагестана покупает машину у жителя Владивостока, то он может использовать номер только с 05-м регионом и так далее.
Из этой нормы следует, что теперь невозможно передать установленный на машине ГРЗ другому автовладельцу, если регионы регистрации нового владельца и старого не совпадают.
Если автовладелец обращается в «свое» подразделение ГИБДД (в том же регионе, где он проживает), то получает там номер или изготавливает самостоятельно. Если автовладелец хочет зарегистрировать машину в «чужом» регионе (в подразделении региона, где он не зарегистрирован), то номера надо будет печатать самостоятельно в пункте печати знаков. Схема уже работает, уверяют в Госавтоинспекции: первый госрегзнак в 2020 году самостоятельно напечатал житель Москвы, находясь в Комсомольске-на-Амуре.
Еще одна норма позволяет автовладельцам регистрировать авто в автосалонах при покупке нового автомобиля: дилер самостоятельно проверит все документы, отправит в ГИБДД через портал госуслуг все данные плюс фотографию машины, ГИБДД дистанционно зарегистрирует авто, напечатает СТС и номер, сотрудник дилера заберет документы и привезет в автосалон. В Госавтоинспекции напомнили, что данную услугу могут представлять не все компании, а предоставившие определенный набор документов и вошедшие в реестр специализированных организаций МВД. В штате у автодилера также должен быть специальный сотрудник для осмотра машин (с такими же компетенциями, как инспектор на площадке): он должен пройти обучение, чтобы подтвердить свою квалификацию.
По словам Романа Мишурова, пока что в ГИБДД находится десять заявок от автодилеров Московской, Ярославской областей, Красноярского края, до конца процедура пока еще не прошла. Некоторые компании предоставили неполный комплект документов — им уже отказали. Иными словами, пока ни один автодилер не имеет права регистрировать машины по новой процедуре. По прогнозу господина Мишурова, в феврале первые компании начнут работу. Ранее Российская ассоциация автомобильных дилеров заявляла, что не понимает, как работает новый механизм, и направила в Госавтоинспекцию обращение. Представители ГИБДД планируют встретиться с дилерами 5 февраля. Господин Шеюхин считает, что слабая активность дилеров связана с низкими тарифами на новую услугу, ограниченными приказом ФАС: за регистрацию машины компании не имеют права брать с автовладельца больше 500 руб.
«Мы пока не получали разъяснений относительно проведения процедуры регистрации автомобилей в дилерских центрах,— заявил генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Денис Петрунин. — Мы еще не получали статус специализированной организации — процедура получения данного статуса пока не ясна, разъяснений нам не поступало. В связи с этим можно предположить, что реальное вступление закона в силу отложено — на организацию технических и бизнес-процессов потребуется определенное время».
Нововведения, заложенные в законе, требуют дополнительных инвестиций со стороны дилера при низкой (фактически вообще никакой) маржинальности услуги, добавляет источник “Ъ” на авторынке.
«Поэтому никто и не стремиться эту услугу предоставлять, а хотят посмотреть что будет дальше, как это заработает у других»
Газета Коммерсант