ГОСТ Р 54990—2018
11
его взаимоотношений в микро- и макросоциумах, в создании условий для полноценного функциониро-
вания личности и предупреждении возможных психических нарушений, обусловленных в первую оче-
редь социальными отношениями;
е) психотерапию — систему воздействия на психику, а через психику и на поведение зависимого
от психоактивных веществ, решающего задачи по освобождению от наркотической или алкогольной за-
висимости и по изменению его отношения к социальному окружению и собственной личности;
ж) социально-психологический тренинг, который заключается в активном психологическом воз-
действии, направленном на снятие у реабилитанта последствий психотравмирующих ситуаций и нерв-
нопсихической напряженности, вызванных употреблением наркотиков, психоактивных веществ и алко-
голя, на развитие и тренировку отдельных психических функций и качеств его личности, ослабленных
потреблением наркотиков и алкоголя, но необходимых для успешной адаптации в социальных услови-
ях, а также на формирование способностей, позволяющих ему успешно выполнять различные соци-
альные роли (семейные, профессиональные, общественные и др.) и иметь возможность быть реально
включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
Выделяют следующие виды тренингов: тренинг различных интеллектуальных, моторных функций,
тренинг личностного роста, коммуникативный, арт-терапевтический и другие тренинги в зависимости
от целей;
и) социально-психологический патронаж, который заключается в систематическом наблюдении
за реабилитантами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловлен-
ных употреблением наркотиков, психотропных веществ и алкоголя и вызванных этими проблемами, их
адаптации в семье, на производстве, в социуме в целом и оказания им, при необходимости, психологи-
ческой помощи. Эта помощь должна быть направлена:
- на внутреннюю гармонизацию личности;
- коррекцию и стабилизацию внутрисемейных отношений;
- коррекцию межличностных отношений в трудовом коллективе (рабочей группе), коррекцию от-
ношений и субординацию;
- организацию обучения созависимых членов семьи реабилитанта методам психолого-педагоги-
ческой реабилитации с целью преодоления их созависимого поведения;
- оказание психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению ре-
абилитанта;
- формирование у реабилитанта адекватных моделей социального поведения;
к) формирование у реабилитантов навыков устойчивого отказа от употребления наркотических
средств, алкоголя и психотропных веществ и перехода к здоровому образу жизни, тренировку этих на-
выков в реальных ситуациях самообслуживания, взаимодействия, трудовой и досуговой деятельности,
оказание им помощи в приобретении опыта устойчивой социальной занятости в постреабилитацион-
ный период в целях адаптации в социуме;
л) организацию встреч и бесед с реабилитантами представителей официально зарегистрирован-
ных организаций, предприятий, общественных и религиозных организаций (врачей, психологов, соци-
ологов, священнослужителей и т. д.) с целью изменения у реабилитантов субкультуры, неотъемлемой
частью которой являются наркотики с их «привлекательными» идеалами, и переориентации их жизнен-
ных ценностей на общепринятые в обществе нормы морали;
м) профилактику рецидивов употребления реабилитантами наркотиков, алкоголя и психоактив-
ных веществ;
н) восстановление духовных и нравственных общечеловеческих ценностей.
5.3.3.4 Услуги по социокультурной реабилитации
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
- организацию досуга реабилитантов для удовлетворения их духовных потребностей, расширения
их культурного и общего кругозора: посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, организацию
праздничных мероприятий и т. д.;
- организацию выступлений музыкальных и музыкально-танцевальных коллективов;
- организацию и проведение творческих конкурсов песен и поэзии;
- организацию работы творческих коллективов, проведение концертов художественной самодея-
тельности, танцевальных вечеров;
- разработку и реализацию разнопрофильных досуговых программ (информационно-образова-
тельных, развивающих, оздоровительно-развлекательных и др.), способствующих удовлетворению