ГОСТ Р 54990—2018
10
нарушения функций организма и ограничения способности к обучению, вызванные употреблением нар-
котиков, психоактивных веществ и алкоголя;
- процесс целенаправленного формирования системы качеств личности, взглядов и убеждений
в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
5.3.3.3 Услуги по социально-психологической реабилитации
Услуги по социально-психологической реабилитации направлены на оказание реабилитантам
психологической помощи для достижения таких целей социальной реабилитации, как восстановление
или формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (се-
мейные, профессиональные, общественные и др.) и иметь возможность быть реально включенными в
разные области социальных отношений и жизнедеятельности, пройти успешную социальную адапта-
цию, ресоциализацию и интеграцию в общество.
Услуги по социально-психологической реабилитации включают в себя:
а) психологическое консультирование, которое представляет собой взаимодействие между пси-
хологом и реабилитантом с целью оказания последнему психологической помощи для разрешения
проблем в области социальной адаптации, налаживания межличностных отношений, социализации и
интеграции, включающее:
- выявление значимых для реабилитанта проблем социально-психологического характера в об-
ласти раскрытия и реализации собственного потенциала, межличностных взаимоотношений, общения,
поведения в семье, в группе (трудовой, учебной), в обществе, при разрешении различных конфликтных
ситуаций, проблем личного роста, социализации и др.;
- обсуждение с реабилитантом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации ресурсов
для последующего решения этих проблем;
- оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологиче-
ских проблем и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;
- предварительное определение формы и содержания необходимой в дальнейшем услуги по со-
циально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае;
б) психодиагностику, которая заключается в выявлении психологических особенностей реабили-
танта, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его
социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и в анализе полученных дан-
ных в целях его социально-психологической реабилитации.
Психодиагностика включает в себя:
- анализ исходной документации на обследуемого реабилитанта;
- конкретизацию целей и задач психодиагностики, планирование и разработку ее программы;
- проведение психодиагностики;
- обработку и анализ психодиагностических данных;
- подготовку заключения по результатам психодиагностики;
в) психологическую коррекцию, которая заключается в активном психологическом воздействии,
направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и
поведении реабилитанта с целью:
- восстановления или формирования оптимального функционирования психологических механиз-
мов, обеспечивающих полноценное включение реабилитанта в различные формы социальных отноше-
ний и жизнедеятельности, формирование социально-психологической комплектности в соответствии с
требованиями социальной среды;
- психопрофилактики нежелательных негативных тенденций в личном развитии реабилитанта, его
социализации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание не-
обходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, ответственных за со-
циальную адаптацию реабилитанта. Форма проведения занятий — различные по тематике и сложности
сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и др.;
г) психотерапевтическую помощь, представляющую собой систему психологических воздей-
ствий, направленных на перестройку системы отношений личности реабилитанта, деформированной
употреблением наркотиков, психоактивных веществ или алкоголя, и решающих задачи по изучению его
отношения к социальному окружению и своей собственной личности;
д) психопрофилактику, заключающуюся в своевременном выявлении состояния социально-пси-
хологической дезадаптации реабилитанта и систематическом контроле за ее проявлениями, в обеспе-
чении и поддержке психологического благополучия, предупреждении возможных нарушений системы