ГОСТ 31185—2002
Все измеренные значения составляющихсигнала виброскорости (в миллиметрахв секунду) вмес
тес ихчастотами(вгерцах)должны бытьотражены впротоколе испытаний. Если виброскорость измеря
ютвдецибелах, в качестве опорного значения следует принять 10-5 мм/с*’.
При необходимости сравнения результатов, полученных спомощью датчикаскорости иакселеро
метра, для последнего должно быть осуществлено интегрирование — желательно в цифровом виде.
Аналоговое интегрирование, напримерпосредством фильтра низкихчастот, можетпривести кразбросу
получаемыхрезультатов, которыйбудетзависетьот значенийамплитудифазсоставляющихисходного
сигнала, атакже передаточной функции интегратора.
Если ускорение измеряют в децибелах, опорное значение должно бытьравно 10-6м/с2. Рекомен
дуется указывать, какое значение взято в качестве опорного.
8 Свойства источников вибрации
8.1 Состояние пути
При проведении испытаний в соответствии с 9.1 и9.2 путьдолжен быть в хорошем состоянии, без
видимых трещин и волнистости.
8.2 Состояние проходящего поезда
При проведении испытаний в соответствии с 9.1 и 9.2 транспортное средство должно быть в хоро
шем состоянии. В частности, на колесах должны отсутствовать выбоины и другие видимые поврежде
ния. В транспортном средстве не должно быть пассажиров и грузов; внутри него должны находиться
только машинист ичлены экипажа, участвующие в испытаниях. Состав транспортного средства должен
быть тем же. что и при обычном использовании. Скорость пассажирских поездов должна быть сле
дующей:
-11 м/с (40 км/ч) — для трамвайных вагонов;
-17 м/с (60 км/ч) — для поездов метро;
-22 м/с (80 км/ч) — для скоростных поездов:
- максимальнодопустимая скоростьдля данного участка туннеля.
Измерения вибрации в процессе испытаний проводят при движении транспортного средства на
холостом ходу, за исключением последнего условия (испытания на максимальной скорости).
9 Типы испытаний
Испытания бываютдвух типов: полные исокращенные.
Для испытанийлюбого типа при записи уровней вибрациис помощью аналоговых приборов время
интегрированиядолжно составлять 1с.
9.1 Полные испытания
Назначение испытанийданного вида — проверка того, что характеристики туннеля не выходят за
заданныепределы. Крометого, в ходетакихиспытаний проверяютэффективность внесения каких-либо
изменений в конструкцию туннеля или транспортного средства. Испытания данного вида позволяют
получитьполную информацию, необходимуюдля анализадинамического поведения конструкции.
В данных испытаниях:
- измерения проводят в трехсечениях, отстоящихдругот друга на 20 м,какустановлено в6.1;
- используюттридатчикадля измерений вдолькаждойоси прямоугольнойсистемы координат (см.
рисунок 1)или трехкомпонентныйдатчикдля каждой измерительной точки (см. 6.1);
- измерениявибрациипроводятдля. какминимум, трехпрохожденийпоездаводном направлении,
- при использованиианалоговыхсредств измеренийрегистрируют максимальное изсредних квад
ратических значений виброскорости, которые полученыдля времени интегрирования 1с;
- результаты считают достоверными, если полученные три средних квадратических значения
общей вибрации различаются не болеечем на 11 % (1дБ), а для измеренийв узких полосахчастот— не
более чем на 40% (ЗдБ): после этого значения каждого компонента виброскорости
vx, vy. vz
получают
каксреднее арифметическое трех значений;
1>Данное опорное значение отличается оттого, что используется а стандартах, посвященных оценке воздей
ствия вибрации на человека (см. ГОСТ 12.1.012). Во избежание недоразумений рекомендуется всегда указывать,
какое именно значение взято в качестве опорного.
5