ГОСТ 31185—2002
- значение отношения сигнал/шум (см. 6.3) для общей вибрации должно превышать 10 дБ. а для
измерений вузких полосах частот должно быть не менее6дБ для каждой полосы;
- измерения вибрации проводят в трех ортогональных направлениях.
9.2 Сокращенные испытания
Сокращенные испытанияпроводят вцеляхконтроля заданныххарактеристик; их выполняютпери
одически — черезнекоторые установленные интервалы времени.
В данных испытаниях:
- измерения проводят только в одном сочении;
- в каждой измерительной точке устанавливают только один датчик, расположенный перпендику
лярно ксоответствующей плоскости (см. 6.1);
- как правило, достаточно только наблюдения временной формы сигнала вибрации;
- отношение сигнал/шум должно быть не менее6 дБ (см. 6.3);
- измерения вибрации проводят для. как минимум, трех прохождений поезда, результаты измере
ний считаютдостоверными, если полученные значения различаются не более чем на 3дБ. после чего
находят среднееарифметическое иокругляютегодо целого значения (в децибелах).
На результат данных испытаний могут оказать влияние характеристики поезда. Хотя уже было
установлено, что поезд должен находиться в хорошем техническом состоянии (см. 8.2). тем не менее
следует обеспечить измерения в «контрольном» сечении при малой интенсивности движения. Такое
контрольноесечениеследуетиспользоватьдля сравнениясо значениямивиброскорости, полученными
для данного же поезда одним-двумя годами ранее, с тем чтобы определить изменения, зависящие от
состояния поезда, а неотсостояния туннеля и пути.
Для экспериментальных путей интервал между испытаниями — 1 год в первые 5 лет и 2 года в
последующие 6 лет.
10 Оценка результатов измерений
Самая простая оценкасостоит вотметке максимального значения измеряемого параметра вибра
ции или максимального среднего значения, полученногодля времени интегрирования 1с (см. 9.1).
В особых случаяхпри определении требуемогопараметра вибрации возможно прибегатьк проце дурам
интегрирования илидифференцирования измеренного сигнала. Однакотакие операции, выпол
ненные с помощью цифровых или аналоговых систем, вносят собственные погрешности измерений,
которые в рядеслучаев трудно оценить в числовом выражении.
Одним из возможных решений является выполнение — по крайней мере в одной измерительной
точке — одновременнойзаписидвухпараметроввибрациидляпоследующейоценкикачествапроводи
мого интегрирования (илидифференцирования).
В случае сигналов сложной формы процедуру интегрирования следует выполнять с осторож
ностью и учитыватьпри этом формы амплитудно-частотной ифазочастотной характеристикдатчиков и
измерительной цепи. В протоколе испытаний должны быть указаны применяемые методы обработки
сигнала и ихограничения ([2]).
Временная форма сигнала соответствующейдлительности должна быть измерена в трех ортого
нальных направлениях, если только экспериментально не будетдоказано, чтодля решения поставлен
ной задачидостаточно измерений в одном илидвух направлениях.
В процессеполныхиспытанийобычнопроводятанализв третьоктавныхполосахчастот, а вособых
случаях — в узких полосахчастотс шириной полосы менее 1Гц.
11 Протокол испытаний
В протокол испытаний следуетвключать информацию:
- место и дату проведения испытаний с указанием специалистов, участвовавших в их прове
дении;
- описаниетуннеля и конструкции пути:
- чертеж поперечного сечения туннеля с указанием размеров, на котором должны быть отмечены
положения измерительных точек и пути;
- геотехническиеданные грунта, в котором проложен туннель:
- положения иособенности крепления датчиков;
- тип иназначение испытаний;
- тип измерительной аппаратуры, дату ее изготовления иповерки;
6