ГОСТ 31185—2002
эффектов. Однаков случаях, когдасигнал, полученный в двух соответствующихточкахвдвухсечениях,
отстоящих друг от друга на 20 м. одинаков, допускается проводить измерения только для одного се
чения.
Если же между результатами этих измерений существует систематическое расхождение, превы
шающее 25 % (2 дБ), их отбрасывают ирассматривают вибрацию в третьем сечении.
В случае расхождения результатов, полученных во всех трех сечениях, следует проверить влия
ние. котороеоказываютнаэтирезультаты локальные условияизмерений, и выбратьдругиесечениядля
проведения измерений.
6.2 Крепление датчиков
Датчики должны быть установлены таким образом, чтобы влияние системы крепления на вибра
цию элементов конструкции было минимальным (см. ГОСТ ИСО 5348). Для выполнения данного требо
вания креплениедатчиков должнобыть максимально жестким и легким.
При креплениидатчика на подошвурельса между ней идатчиком помещаютстальной переходник,
устанавливаемый на рельс так, чтобы обеспечить максимальную жесткость соединения (желательно
сваркой). Этот переходник обеспечивает перпендикулярность измерительной оси датчика к подошве
рельса (см. рисунок2).
Очень важно, чтобы система, состоящая издат
чика, опоры и крепящих боптое. имела частоту уста
новочногорезонанса,намногопревышающую
верхнюю границу диапазона частот измерений (см.
ГОСТ ИСО 5348).
Следуетиметьв виду, чтоакселерометры могут
быть весьма чувствительными кколебаниям воздуха,
вызываемым прохождением поездов. Поэтому необ
ходимо обеспечить ихзащиту от воздушной струи.
6.3Отношение сигнал/шум
Фоновый шум целесообразно измерять вотсут
ствие основного источника вибрации. Например, при
исследовании вибрации, вызываемой прохождением
поезда, следует записать и тем же способом обрабо
тать сигнал, когда поезда в туннеле нет. После этого
полученные результаты сравнивают для определе
ния отношения сигнал/шум (С/Ш).
Если сигнал превышает (по амплитуде) шум
более чем в три раза (С/Ш > 10 дБ), коррекцию в ре
зультаты измерений можно не вносить. Если отноше
ние между сигналами составляет от двух до трех
(6дБ £С/Ш £10 дБ), в результаты измерений необхо
димо внести поправку, о чем должна быть сделана
отметка в протоколе испытаний.
Если сигнал превышаетшум менеечем вдва раза (С/Ш <6дБ), результаты измерений неявляются
достоверными и могут быть только приняты ксведению.
7 Средства измерений
С точки зрения корректности оценки вибрации весьма важным моментом является выбор датчи
ков (1]. Его следуетделать с учетом того, какой параметр вибрациидолжен быть измерен, атакже с уче
том амплитудного и частотного (см. 4.2) диапазонов измерений и воздействия факторов среды, в кото
рой датчикдолжен работать.
Особенно важны амплитудная и фазовая характеристики датчика и передаточная функция инте
гратора. разбросв значениях которыхможет привестик получению различных результатовдля одного и
того же входного вибрационного воздействия.
При измерениях вибрации рельсов применяют, как правило, акселерометры, а в других измери
тельных точках могутбыть использованы датчики скоростис собственной частотой ниже минимальной
частоты диапазона измерений.
Калибровку измерительной цепи следует проводить до и после серии измерений, и по крайней
мерекаждые2 годаэлементы измерительной цепидолжны проходить поверку ваккредитованнойлабо
раториис получением соответствующего сертификата.
4