ГОСТ 31385—2016
До проведения испытаний корпуса резервуара на прочность и устойчивость все сварные швы стенки,
днища, крыши и врезок люков и патрубков в стенку и крышу, а также сопряжение стенки с крышей и
днищем должны быть проконтролированы на герметичность.
11.7 Испытание следует проводить при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С. При тем
пературе ниже 5 °С испытания резервуаров допускаются при условии разработки программы испыта
ний, предусматривающей мероприятия по предотвращению замерзания воды в трубах, задвижках, а
также обмерзания стенки резервуара.
11.8 По мере заполнения резервуара водой необходимо наблюдать за состоянием конструкций и
сварных швов.
При обнаружении течи из-под края днища или появления мокрых пятен на поверхности отмостки
испытание необходимо прекратить, слить воду, установить и устранить причину течи.
Если в процессе испытания будут обнаружены свищи, течи или трещины в стенке резервуара (не
зависимо от величины дефекта), испытание должно быть прекращено и вода слита:
- при обнаружении дефекта в 1-м поясе — полностью;
- при обнаружении дефекта во 2-6-м поясах — на один пояс ниже расположения дефекта;
- при обнаружении дефекта в 7-м поясе и выше — до 5-го пояса.
11.9 Резервуар, залитый водой до верхней проектной отметки, выдерживают под нагрузкой в тече
ние (если в проекте нет других указаний):
- для резервуаров объемом до 10 000 м3— 24 ч;
- для резервуаров объемом от 10 000 м3до 20 000 м3 включительно — 48 ч;
- для резервуаров объемом свыше 20 000 м3— 72 ч.
11.10 Стационарную крышу резервуара без понтона испытывают на избыточное давление
при заполненном водой резервуаре до отметки на 10 % ниже проектной с 30-минутной выдержкой
под созданной нагрузкой. Давление создают подачей воды при всех герметично закрытых люках
крыши.
В процессе испытания резервуара на избыточное давление проводят визуальный контроль 100 %
сварных швов стационарной крыши резервуара.
11.11 Устойчивость корпуса резервуара проверяют созданием относительного разрежения внутри
резервуара при уровне залива водой 1,5 м с выдержкой резервуара под нагрузкой в течение 30 мин.
Относительное разрежение в резервуаре создается сливом воды при герметично закрытых люках на
крыше.
При отсутствии признаков потери устойчивости (хлопунов, вмятин) стенки и крыши считают вы
державшими испытание на относительное разрежение.
11.12 Избыточное давление принимают на 25 %, а относительное разрежение — на 50 % больше
проектного значения (если в проекте нет других указаний).
11.13 Резервуар считают выдержавшим испытания, если в течение указанного времени (см. 11.9)
на поверхности стенки и по краям днища не появляется течи и уровень воды не снижается, а осадка
фундамента и основания резервуара стабилизировались.
11.14 После приемочных испытаний приварка к резервуару любых деталей и элементов конструк
ций не допускается.
На резервуаре допускается проведение работ по противокоррозионной защите, устройству тепло
изоляции и установке оборудования, предусмотренных проектной документацией.
11.15 После завершения испытаний резервуара на основании проведенного визуально-измери
тельного контроля параметров его элементов, включая контроль состояния сварных швов (при необхо
димости физическими методами), должна быть проведена оценка фактического технического состоя
ния металлоконструкций, основания и фундамента резервуара.
11.16 В случае, если отклонения размеров (до 25% всех производимых единичных замеров)
смонтированного резервуара после завершения испытаний превышают указанные в 8.3.3 (таблица 25,
пункты 3, 4), а также в 8.2.4 (таблица 24, пункты 1, 3) и 8.4.4 (таблица 26, пункты 1,2), но не более чем
на ± 30 %, по согласованию с заказчиком допускается приемка такой конструкции при условии
выполнения соответствующих расчетов ее несущей способности. Расчеты должны основываться на
применении метода конечных элементов, учитывать фактическую геометрию конструкции и отвечать
требованиям настоящего стандарта по прочности (в том числе малоцикловой) и устойчивости. Ука
занные расчеты должны выполняться специализированной организацией и согласовываться автора ми
проекта КМ.
84