ГОСТ Р 57237— 2016
Предпосылкой эффективного выявления возможных рисков в отношении безопасности полетов
при выполнении видов операционной деятельности, их оценки и реагирования на них. является поста
новка руководством организации эксплуатантов гражданской авиации, организаций государственной и
экспериментальной авиации целей перед структурными подразделениями.
Процесс риск-менеджмента должен носить системный характер и являться основообразующим
элементом СУБП любой организации.
Задачи, решаемые с помощью системы риск-менеджмента, связаны с количественным опреде
лением уровней производственного риска, приемлемости рисков и разработкой эффективных мер по
снижению рисков до приемлемого уровня.
5.2.3 Анализ и оценка рисков безопасности полетов при выполнении видов операционной
деятельности
Под анализом следует понимать применение методов идентификации опасности и оценки свя
занных с ней рисков. Любой анализ опасности, призванный облегчить процесс риск-менеджмента с
помощью выявления определенных логических подходов крешению текущих проблем, должен сопро
вождаться управленческими решениями руководства.
Опасности в системе риск-менеджмента определяются, документируются и контролируются. Объ
ем и содержание функции идентификации опасности должен охватывать всю авиационную деятель
ность организации эксплуатантов гражданской авиации, организаций государственной и эксперимен
тальной авиации, при этом сбор данных производится как по ретроактивным, так и по проактивным
схемам.
Ретроактивные схемы предусматривают получение данных по происшествиям, инцидентам, отка
зам авиационной техники, событиям, связанным с осуществлением наземного обслуживания из систем
контроля полетных данных.
Проактивные схемы включают добровольные сообщения об инцидентах, систему конфиденци
альных сообщений, обзоры по вопросам безопасности, производственные аудиты безопасности поле
тов и оценки состояния безопасности полетов. Совместные совещания групп специалистов могут также
использоваться как средство выявления опасностей.
После осуществления анализа деятельности организация определяет для себя события с наи
большими опасностями и разрабатывает рекомендации по их предотвращению.
Для каждой организации перечень рисков различен и содержит в себе те опасности, с которыми
оно сталкивается при осуществлении видов авиационной деятельности.
Для выявления опасностей в организации используются несколько групп специалистов, пред
ставляющих различные функциональные области (летную эксплуатацию, техническое обслуживание и
т.д.). Каждая группа имеет участников только своей функциональной области (например, всех пилотов
или всех инженеров, и т.д.).
Группы, осуществляющие свою работу в рамках программы по оценке рисков в отношении обе
спечения безопасности полетов, имеют возможность выдавать вышестоящему руководству рекоменда
ции по требуемым изменениям процессов или по необходимым превентивным действиям. Независимо от
того принята или нет их рекомендация, она необходима для мониторинга и облегчения выполнения
последующих циклов управления риском.
После идентификации опасности и определения перечня рисков вырабатываются рекомендации
и направления дальнейшей деятельности организации эксплуатантов гражданской авиации, организа
ций государственной и экспериментальной авиации при планировании определенных видов операци
оннойдеятельности. Анализ иоценка рисков завершаются обобщением выводов, отражающих измене
ние тенденций основных параметров безопасности полетов.
Разработка эффективных рекомендаций (корректирующих мероприятий) после проведения про
цесса идентификации, способствует принятию правильных решений и снижению опасностей, связан
ных с рисками на дальнейших этапах управления.
5.2.4 Типовой перечень корректирующих мероприятий, обеспечивающий в эксплуатацион
ной деятельности приемлемый уровень риска
5.2.4.1 Общие элементы корректирующих мероприятий, согласно Перечню наиболее характер
ных видов операционной деятельности, выполняемых на вертолетной технике:
- проверка соответствия минимальным требованиям в отношении опыта выполнения работ лет
ными экипажами и работниками вспомогательных служб и подразделений;
- проверка и подготовка летного экипажа (все члены летного экипажа должны проходить ежегод
ную регулярную подготовку в соответствие с установленными стандартами).
11