ГОСТ Р 57242—2016
2.1.5
риск(risk): Нежелательнаяситуация илиобстоятельство, характеризующеесявероятностьювоз
никновения ипотенциально негативными последствиями.
[ГОСТ Р56078—2014. статья 3.1]
2.1.6фактор опасности (hazard): Состояние, предмет или деятельность, обладающие потенци
альной возможностью нанести травмы персоналу, причинить ущерб оборудованию или конструкциям,
вызватьуничтожение материалов или понизитьспособность осуществлятьпредписанную функцию.
2.2 Сокращения
АТ — авиационная техника
ВС — воздушноесудно
ВПП — взлетно-посадочная полоса
ВСУ — вспомогательная силовая установка
НЛГ — нормылетной годности
ИКАО — Международная организация гражданской авиации
СМБАД — система менеджмента безопасности авиационнойдеятельности
ТЗ — техническое задание
SARPs — Standards and Recommended Practices — Стандарты и Рекомендуемая практика.
3 Авиационные риски
3.1 Организация, осуществляющая разработку авиационной техники должна, исходя из назна
чения. условий эксплуатации, функционально физических и/или тактико-технических характеристик
объекта разработки, идентифицировать авиационные риски, причиной которыхмогутстатьтехнические
решения проекта.
3.2 При идентификации авиационных рисков организация должна документировать и поддержи
вать в актуальном состоянии структурированный перечень рисков, сформированный по принципу
«от общего к частному».
П р и м е ч а н и е — При формировании дерева рисков рекомендуется применять подход, приведенный в
приложениях А и Б.
3.3 При продвижении проекта от стадии к стадии, перечень технических решений проекта уточ
няется. Это определяет необходимость повторно проводить анализ риска проекта и вносить в него
корректировки иуточнения.
3.4 Этапы разработки, на которых должен проводиться анализ риска, определяются на этапе
планирования проекта. План анализа риска документируется и согласуется сзаказчиком.
4 Возникновение авиационного риска при проектировании
авиационной техники
4.1 Общие положения
4.1.1 Организация, осуществляющая разработку авиационной техники, должна определить
технические решения проекта, имеющие прямое или косвенное влияние на авиационные риски, иден
тифицированные согласно разделу3.
4.1.2 Остаточный рискбезопасности полетов, связанный с воздушным судном:
« В С = « (*• « Т к ВС’ « П Р ВС. « Т О и Р в с ) ’
гдeRBC— остаточныйриск,связанныйстиповой конструкцией воздушного судна; /?ПРВС— остаточный
риск, связанный с недостатками изготовления воздушного судна. « ТОиР8С— остаточный
риск, связанный с недостатками техническогообслуживания и ремонта воздушного судна.
4.1.3 Остаточный риск, связанный с типовой конструкцией воздушного судна, является функцией
всехавиационных рисков, возникающихв ходе проектирования, идентифицированныхв соответствии с
разделом 3. Данные рискидолжны быть объединены в следующиеосновные группы:
а) риски, связанные с ожидаемымиусловиями эксплуатации.
б) риски, связанные с компетентностью разработчика воздушного судна,
в) риски, связанные ссертификацией типа воздушногосудна.
2