ГОСТ Р 56848—2015
4.3.3 Индексация знаний. Термины, ключевые слова илексические ассоциации
Мощные быстрые поисковые системы, которые определяют наличие слов и их лексические
ассоциации, могут служить эффективным поисковым инструментом для отображения наличия и
использованияуказанногослова иопределенияобласти знаний, относящейся кданному слову.
Термины имеют очень большое значение, так как они ассоциируются с определениями, которые
становятся нормами при согласовании глоссария. Определения позволяют более точно установить
значениеслова, что всвоюочередьподдерживаетрольдокументов, относящихся кстандартам, а также
развитие идей.
Для классификации содержания документа можно задать ключевые слова, однако их достаточно
сложно придерживаться, иони могут быть ненамного болееэффективны, чем поиск пословам.
4.3.4 Познавательные аспекты
Менеджмент знаний должен сочетаться с познавательной интерактивностью пользователя.
Т. е. человек, который имеет общее представление, но не является специалистом в области данного
запроса, должен хорошо ориентироваться и иметь разумное представление о возможной роли знаний,
которые он ищет. Но при этом менеджмент знаний должен направлять всех пользователей, втом числе
специалистов вданнойобласти, клучшей инаиболее подходящей информации.
Человек, создающий запрос, также интерпретирует знания относительно своего опыта. Доступ к
знаниям можетдинамическистимулироватьвозникновениедругих вопросов. Инструменты менеджмен
та знаний должны поддерживать динамическое взаимодействие и исследование, чтобы, в конечном
счете, различныезнания, собранные благодаря этим запросам, должны удовлетворять определенным
требования человека.
4.3.5 Предоставление контекстуальной информации
Многие факторы, такие как источник, тип информации, тип предоставляемых медицинских услуг,
влияютна контекст. Недавнопоявившееся понятие «модельзрелости»должно учитывать, каквычисли
тельная способность информационной системы может изменяться в зависимости от зрелости систем
ных приложений. Понятие зрелости было рассмотрено в ИСОЯО 14639-2. Разработчики стандартов
также имеют возможность указывать на важные изменения, соответствующие контексту, о которых
может бытьуказано в области применения в началестандарта или втексте, или в приложении.
4.4 Совместное использование знаний разработчиками и пользователями стандартов
Основной задачей настоящего стандарта является мотивация, направленная на улучшение
совместного использования знаний разработчиками стандартов ипользователями стандартов.
Информацияоб использовании или бесполезности того или иного стандарта поступаетотпользо
вателей не всегда. Группыэкспертовмогут, времяотвремени, изменятьсвойсостав, иэтоможет повли
ять на выбор предмета и содержание стандарта. В то же время прикладная предметная область
находится в постоянном развитии.
Можно сделать гораздо большедля продвижения стандартов и для регистрации и обсуждения их
в процессе принятия.
5 Классификация стандартов в области информатизации здоровья
5.1 Общие положения
Настоящий раздел рассматривает различные подходы к классификации стандартов в области
информатизации здоровья и рекомендует наиболее подходящий подход для менеджмента знаний
стандартов, который может повлиять на проектирование инструментов поддержки. Этот подход со
временем иприобретаемым опытом будет развиваться.
5.2 Принципы классификации
5.2.1 Общие положения
Одновременно с вышеописанной структурой знаний возможна также классификация стандартов
по группам, что очень важно для пользователей ичто также позволит им просматривать похожие стан
дарты одной группы и стандарты других более или менее похожих групп. Более того, структура
класси фикациидолжна быть интуитивноочевидна и понятнадля пользователей стандартов.
5.2.2 Документы, относящиеся к стандартам
Какуказано в 5.3, документами ИСО могут быть: отчет, спецификация или стандарт. В настоящем
стандарте эти типы документов не различаются, и все они являются документами, относящимися к
стандартам. Все эти типы документов нацелены на возможность предоставления полезных стандарти
зированныхподходов вданной прикладной предметной области.
4