ГОСТР ИСО 16673—2015
Пример 2
—
Определение места поворота на основе указаний навигационного экрана (визуальная
задача).
2.12 общее время открытой заслонки, TSOT (total shutter open time. TSOT): Общее время
видимости при использовании процедуры окклюзии.
Примечание — TSOT— общая продолжительность периодов видимости, необходимая для выполнения
рассматриваемой задачи.
2.13 общее время выполнения задачи с окклюзией ТТТ^, (total task time occluded. ЛТс**):
Общее время выполнения рассматриваемой задачи, включая периоды наличия и отсутствия
окклюзии, при использовании процедуры визуальной окклюзии.
2.14 общее время выполнения задачи без окклюзии TTTunxa (total task time unoccluded,
TTTUnCCCi): Общее время выполнения рассматриваемой задачи без использования процедуры
визуальной окклюзии при отсутствии конкурирующих задач.
2.15 испытание (trial): Исследование с участием одного участника, выполняющего одну задачу
один раз.
2.16 транспортное средство в движении (vehicle in motion): Транспортное средство, скорость
движения которого по отношению к опорной поверхности больше нуля.
П римечание — Практические ограничения существующих датчиков транспортных средств могут
привести к ситуации, когда низкая скорость (обычно менее 5 км/ч) может быть идентифицирована как нулевая.
2.17 период видимости (vision interval): Период времени, в течение которого интерфейс
водителя виден при использовании процедуры окклюзии.
Примечание — Период видимости также называют временем открытой заслонки (SOT).
2.18 необходимый уровень зрительной активности (visual demand): Уровень зрительной
активности, необходимый для получения информации, достаточной для выполнения определенной
задачи.
Примечание — В основном, необходимый уровень зрительной активности зависит от количества
информации, которую необходимо получить, и легкости, с которой получение информации может быть
возобновлено после любого прерывания.
2.19 процедура визуальной окклюзии (visual occlusion procedure): Метод измерений,
использующий периодическое прерывание видимости (испытуемым-водителем) соответствующей
визуальной информации с помощью создания преграды или затемнения.
3 Процедуры измерений
3.1 Подготовка
Прерывистый обзор интерфейса может быть обеспечен различными средствами. Во время
процедуры окклюзии водитель поочередно в течение краткого промежутка времени смотрит на дорогу
впереди и на интерфейс в транспортном средстве. В дополнение к обычно используемым очкам (см.
(7)), окклюзия может быть достигнута с помощью гашения дисплея или использования заслонки перед
интерфейсом. Для гашения дисплея может быть использовано электронное устройство, которое
включает и выключает дисплей в соответствии с интервалами, приведенными в 3.2. Заслонка должна
быть непрозрачной в период окклюзии. Этого можно достигнуть с помощью электронных средств и
использования линз с переменной прозрачностью наподобие используемых в светозащитных очках
или с помощью использования механических заслонок. В последнем случае заслонки не должны
мешать работе с ручными элементами управления. При использовании как электронных, так и
механических средств процесс переключения и восстановления ведимости активного дисплея в конце
периода окклюзии должен происходить менее чем за 20 мс. В ранних исследованиях с
использованием окклюзии при управлении транспортным средством (поле зрения направлено
вперед) использовали устанавливаемую на голову механическую заслонку (см. [17]).
В процессе окклюзии дисплеи и элементы управления не должны быть видимы, но работа с
элементами управления должна быть разрешена (хотя наиболее активная работа происходит в
период видимости), а модель должна соответствовать ситуации, когда водитель смотрит на дорогу, но
продолжает вводить команду или данные с помощью ручного элемента управления.
Исследуемая система должна быть работоспособной и приспособленной к транспортному
3