ГОСТ 32869—2014
3.4 деформационный знак: Геодезический знак, устанавливаемый для наблюдений за смещени
ями земной поверхности, толщин горных пород, дорожного полотна автомобильной дороги, искусствен
ных сооружений иэлементов обустройства автомобильной дороги.
3.5 инженерно-топографический план: Крупномасштабное (М1:200—1:5000) знаковое изображе
ние небольшого участка Земли, построенное без учета ее кривизны и сохраняющее постоянный масштаб
в любой точке и по всем направлениям, отображающее элементы ситуации и рельефа местности (в том
числе дна водотоков, водоемов и акватории), ее планировки, пунктов (точек) геодезической основы,
суще ствующих зданий и сооружений (подземных, наземных инадземных) с
ихтехническимихарактеристиками.
3.6 камеральное трассирование: Вариантное лроложение оси автомобильной дороги, выполня
емое по картам, планам, аэро- и космоснимкам. ИЦММ и другим картографическим материалам, пред
ставленным в графической, цифровой или иных формах.
3.7 лазерное сканирование: Метод сбора пространственной информации при топографической
съемке с помощью лазерного сканера воздушного или наземного базирования.
3.8 нивелирование: Определение превышений между точками местности, дороги, строений и ис
кусственных сооружений.
3.9 опорная геодезическая соть: Геодезическая сеть заданного класса (разряда) точности, соз
даваемая в процессе топографо-геодезических изысканий и служащая геодезической основойдля обо
снования проектных решений для строительства, выполнения топографических съемок, аналитических
определений положения точек местности исооружений, для планировки местности, создания разбивоч-
ной основыдля строительства, обеспечения другихвидов изысканий, а также выполнения стационарных
геодезических работ и исследований.
3.10 поперечный профиль дороги: Разрез рельефа местности и дороги вертикальной плоско
стью. направленной перпендикулярно к оси автомобильной дороги.
3.11 полевое трассирование: Комплекс полевых изыскательских работ в составе топографо-гео
дезических изысканий по проложению (трассированию) на местности оси дороги.
3.12 полоса варьирования: Полоса на местности, в пределах которой осуществляется вариант
ное трассирование и определение наилучшего варианта.
3.13 притрассовая полоса: Полоса на местности под размещениеавтомобильной дороги, ширина
которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос с обеих сторон дороги.
3.14 продольный профиль дороги: Разрез рельефа местности вертикальной плоскостью вдоль
оси автомобильной дороги.
3.15 рекогносцировка: Предварительное полевое обследование местности для проложения ав
томобильной дороги.
3.16 система координат: Система отсчета, используемая для определения положения точки в
пространстве при помощи чисел, представляющих собой расстояния и углы, измеренные от точки до
точек или осей отсчета.
3.17 сложные участки трассы: Места распространения геологических процессов, явлений и об
разований. которые могут оказать существенное влияние на выбор проектных решений, технологию,
сроки и стоимость строительства, эксплуатационный режим дорожных сооружений и их комплексов.
3.18 съемочная геодезическая сеть: Геодезическая сеть сгущения, создаваемая для производ
ства топографической съемки в пределах ширины притрассовой полосы или в пределах ширины тахео
метрической съемки.
3.19 тахеометрическая съомка: Способ определения координат точки местности как в плане, так
и по высоте одной серией измерений.
3.20 тахеометрический ход: Комбинация теодолитных и высотных измерений горизонтальных
углов, углов наклона на заднюю и переднюю точки и дальномерного расстояния в прямом и обратном
направлениях.
3.21 топографическая съемка: Комплекс работ, выполняемых с целью получения съемочного
оригинала топографической карты или плана, а также получения топографической информации в другой
форме.
3.22 эталонные участки трассы: Представительные участки, строительные условия которых (по
рельефу, инженерно-геологическим характеристикам, гидрологическому режиму и т.п.) могут быть рас
пространены на другие, аналогичные им участки трассы.
3.23 государственная геодезическая сеть; ГГС: Совокупность геодезических пунктов, располо
женных равномерно по всей территории и закрепленных на местности специальными центрами, обеспе
чивающими их сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени.
2