ГОСТ Р 52102-2003
3.6коэффициент сопротивления качению (/): По ГОСТ 17697. Коэффициент /определяют по
формуле
= H - ? L
<•>
G, ~ rG,
3.7 коэффициент сопротивления качению при скорости, близкой к нулю (/,): Значение коэффи
циента/(3.6) и конечный момент времени выбега вращающихся масс стенда и шипы.
3.8 коэффициент зависимости сопротивления качению (/) от скорости (Г, м/с), определяют по
формуле
/= /о + V ’2,(2)
где
кг—
коэффициент зависимости сопротивления качению шины от скорости, с2/м2-
3.9 Коэффициент сопротивления качению при заданной характерной скорости (/,): Значение
коэффициента при скорости 60, 90 и 120 км/ч шин для легковых и легких грузовых автомобилей,
80 км/ч — для грузовых автомобилей и автобусов (обозначения коэффициентов сопротивления
качению соответственно
/^Ао’Аю
иЛо)-
Примечание —Втехническойдокументации вместозначения/ допускаетсяуказыватьзначение
к(
(3.8).
3.10 радиус качения (г, м): Путь, проходимый колесом с шиной за один оборот обода при
качении без проскальзывания. При испытаниях на барабанных стендах радиус качения определяют
по формуле
S
г
=
2ял
(
3
)
где
S —
путь, пройденный шиной по беговой поверхности барабана за
п
оборотов испытательного
обода, м;
Z
— число оборотов барабана, совершенное за
п
оборотов испытательного обода;
R
— радиус барабана, м;
п
— количество оборотов.
4 Требования к испытательному стенду и средствам измерений
4.1 Требования к барабану испытательного стенда, устройствам создания нагрузки на шину и
средствам измерений давления воздуха в шине —по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513.
4.2 Испытательный стенд должен обеспечивать максимальную скорость качения шины по
барабану, равную максимально допустимой скорости качения при заданной нагрузке всоответствии с
нормативной и технической документацией на шины.
Допускается проводить испытания выбегом с максимальной скоростью, по не менее 80 км/ч,
ограниченной возможностями стенда и целями испытаний.
4.3 Для измерения времени выбега используют приборы —измерители интервалов времени
моделей 11.9901 или 111.9901 со встроенной памятью, снабженные фотоэлектрическими датчиками,
фиксирующими моменты прохождения меток-рефлекторов, установленных на барабане стенда и
ободе испытуемой шины, с погрешностью не более 0,01
%
при абсолютных значениях измеряемого
времени от 5 до 750 с включительно.
4.4 Стенд оборудуют термометром для измерения температуры окружающего воздуха.
4.4.1Датчик термометра для оценки теплового напора в паре шина —окружающий воздух
располагают в непосредственной близости от точки измерений температу ры шипы, он должен быть
защищен от прямого теплоизлучения шины. Рекомендуемое расстояние от борта шины от 100 до
150 мм.
4.5 Стенд рекомендуется оборудовать термометрами для измерения температуры внутри шины
или температуры ее поверхности в характерных точках в течение выбега, а также при ее разогреве
(обкатке) до заданной по условиям испытания температуры.
Применяют бссконтакл(ые датчики инфракрасного излучения с углом светового конуса не
более 1:5 и пятном поверхности (температура которой измеряется) диаметром не более 20 мм.
Допускается применять термометры с игольчатыми датчиками (термопарами), вводимыми в
шину на время ее остановки.
Схема размещения измерительной аппаратуры на барабанном стенде приведена в приложе
нии А.
2