ГОСТ р 52102-2003
При отсутствии на стенде устройства для регулирования внутреннего давления допускается
выполнять испытание на неврашающейся шине после ее прогрева с избыточной температурой по
отношению к исходной и сдавлениями, превысившими установленные перед началом испытаний,
вследствие изменения температуры и нагрузки. В этом случае давление в шине изменяют на то же
значение, на которое необходимо было бы изменить его в «холодной* шине.
8 Определение сопротивлений холостому ходу стенда
8.1 Сопротивления холостого хода стенда определяют как сумму сопротивлений вращению
барабана, его привода, электродвигателя и силовых потерь в приводе барабана, приведенных к
окружной cine на барабане. При этом соблюдают требования 5.1.
8.2 Сопротивление холостого хода стенда характеризуется силой сопротивления выбегу систе
мы электродвигатель —привод —барабан при выведенных из контакта с барабаном шинах, приве
денной к окружности беговой дорожки барабана. При обработке результатов измерений
используют также коэффициент, равный отношению указанной силы сопротивления к условной
нагрузке в 1000 даН (1020 кгс)
сf=d0+ ch-v
2,(8)
где
dt)
—значение безразмерной силы
d
при скорости, близкой к нулю:
сЛ—коэффициент влияния скорости на сопротивление холостому ходу стенда. с2/м2.
8.3 Скорость барабана доводят до скорости, определяемой техническими характеристиками
стенда, или до максимальной скорости, выбранной для испытаний шин в соответствии с 4.2, и
отключением подачи электроэнергии в соответствии с 6.3 производят не менее шести измерений
при выбеге вращающихся масс стенда, в каждом из которых регистрируют время выбега согласно
измерительной схеме рисунка 3.
8.4 Потери холостого вращения колеса с шиной определяют, выводя шину из контакта с
барабаном после разгона по 8.3, выполнив действия, описанные в 8.3.
8.5 Полученные результаты обрабатывают посредством обслуживающей компьютерной про
граммы по алгоритму приложения Б, вводя соответствующие данные в состав данных, предусмот
ренных в 9.1.
8.6 Измерение сопротивления холостого хода стенда следует выполнять:
- после любой полной или частичной разборки стенда, замены регулировки или смазки
подшипниковбарабана или электродвигателя, замены или регулировки натяжения клиновых ремней
привода, замены щеток электродвигателя или их пружин;
- в начале и конце каждой серии определения сопротивления качению, но не реже чем через
2000 км пробега в пределах таких серий. Для уточнения этой величины рекомендуется вести журнал
изменения параметров
d0
и
сь
в функции пробега, используя в качестве критерия необходимости
очередной проверки сопротивления холостого хода стенда изменение указанных параметров более
чем на 2 %.
9 Обработка и правила оформления результатов измерений
9.1 Данные, полученные согласно 7.3, обрабатывают при помощи компьютерной программы,
обслуживающей прибор по 4.3, алгоритм которой приведен в приложении Б.
Результаты их обработки рекомендуется представлять по форме приложения В.
9.2 Приведение значений коэффициента сопроти&зения качению, полученных при различных
температурах окружающего воздуха и на барабанах различныхдиаметров, к одинаковым температуре
и диаметру барабана проводят по ГОСТ 4754 (Ж.6.4.1) или ГОСТ 5513 (Г.5.4).
7