ГОСТ Р 56334—2015
4.20 При использовании светильников с натриевыми лампамирасстояниемежду
светильниками и желтыми сигнальными огнями (светофорами) должно быть не менее одного метра по
горизонтали в плоскости, перпендикулярной направлению движения.
4.21 Для рабочего освещения транспортной зоны применяют, как правило, специальные
тоннельные светильники со светораспределением, соответствующимвыбранной системе
освещения тоннеля. Для пороговой и переходной зон рекомендуется использовать систему
встречного освещения, для внутренней и выездной зон, а также во всем тоннеле в ночном режиме -
систему симметричного освещения.
4.22 Светильники наиболее целесообразно располагать на потолке над проезжей частью в один
или несколько рядов в зависимости от ее ширины и нормируемой средней яркости дорожного
покрытия и стен. Габариты светильников по высоте не должны выходить за установленные для
данного тоннеля пределы. Для тоннелей с числом полос движения не более двух
допускается боковое размещение светильников (в верхней части стен или в углах между стеной и
потолком). При размещении на стенах высота установки светильников должна быть не менее 4 м
относительно покрытия дороги.
4.23 Аварийное освещение транспортной зоны тоннелей проектируют в соответствии с ГОСТ Р
55843.
4.24 Проектирование рабочего и аварийного освещения притоннельных сооружений, служебно
технических и вспомогательных помещений тоннеля (диспетчерские, вентиляционные камеры и др.)
проводят с учетом общих требований к освещению производственных помещений по ГОСТ Р 55710 и
ГОСТ Р 55842.
5 Методы расчета нормируемых параметров
5.1 Общие положения
5.1.1 При проведении расчетов принимают следующие допущения:
- светильники рассматривают как точечные источники света;
- распределение силы света светильников описывают в формате стандартных /-таблиц по
ГОСТ Р 55708,
- поверхность дорожного покрытия на рассматриваемом участке тоннеля принимают
горизонтальной, прямолинейной, с однородными отражающими свойствами:
- показатель яркостидорожного покрытия описывают в формате стандартных г-табгиц по ГОСТ Р 55708;
- поверхность стен на рассматриваемом участке принимают вертикальной, прямолинейной, с
однородными отражающими свойствами:
- отражение от поверхности стен тоннеля принимают диффузным;
- при расчете отраженной составляющей яркости дорожного покрытия
L,w
учитывают только
первичное отражение от стен;
- отражение от поверхности свода тоннеля не учитывают.
5.1.2 Расчет нормируемых параметров яркости проезжей части и стен проводят только в зонах с
постоянной яркостью (см. 5.4). В зонах с переменной яркостью (вторая половина пороговой зоны,
переходная зона с плавным спадом яркости, выездная зона) для проверки соответствующих
требований рассчитывают продольное распределение яркости проезжей части и стен (см. 5.5).
5.1.3 В каждой зоне с постоянной яркостью определяют контрольный участок, расположение
которого выбирают посередине зоны, чтобы минимизировать влияние соседних зон с переменной
яркостью или примыкающих порталов. Длину контрольного участка проезжей части и стен выбирают
из диапазона 15 - 25 м, кратной продольному шагу светильников
D
в этой зоне.
П р и м е ч а н и е- При размещении светильников в сплошную (без разрывов) линию длину
контрольного участка выбирают кратной длине светильника.
Для проезжей части тоннелей с односторонним движением или с двусторонним движением (в
одной трубе), не имеющим разделения колоннами, ширину контрольного участка ограничивают
шириной всей проезжей части тоннеля, а при наличии колонн - шириной проезжей части в одном
направлении.
Для стен тоннеля ширину контрольного участка ограничивают высотой
h =
2 м. отсчитываемой
от уровня служебного прохода (банкетки), а при его отсутствии - от уровня проезжей части.
Расположение расчетных точек на контрольных участках проезжей части и стенах
устанавливают согласно рисунку 1. Продольный шаг расчетных точек должен быть не более 2,5 м.
Поперечный шаг сетки для проезжей части равен
WJ3,
при этом крайний ряд узлов сетки отстоит от края
проезжей части на расстояние
WJ6.
Поперечный шаг сетки для стен равен /?/3. при этом нижний ряд
узлов сетки отстоит от уровня служебного прохода на расстояние
М
5.
6