ГОСТ Р 55832—2013
7 Производственно-технологические стратегии деятельности
7.1 Наилучшие доступные технологии обработки (регенерации) отработанных масел
7.1.1 НДТ применительно к обработке (регенерации) отработанных масел заключаются в прове
дении следующих мероприятий [1]:
- контроль поступающих отработанных масел с использованием аналитического лабораторного
оборудования и иных технических средств;
- контроль содержания хлора и его соединений в отработанных маслах;
- использование конденсации в качестве способа обращения с газообразной фазой при исполь
зовании испарительного оборудования путем внезапного понижения давления;.
- установка вентиляционных трубопроводовот точекпогрузки и разгрузки транспортных средств;
- направление вентиляционных потоков в термический окислитель с очисткой отходящего газа,
если в вентиляционном потоке содержатся вещества, содержащие хлор. Если концентрация хлорсо
держащих веществ высока, то оптимальным методом обработки является конденсация с последую
щей щелочной очисткой и защитным слоем активированного угля;
- сжигание отходящих газов или воздуха, поступающего из технологических нагревателей, в
течение 2 с при температуре 850 °С;
- использование высокоэффективной вакуумной системы;
- использование остаточных нефтепродуктов, образовавшихся при вакуумной дистилляции или
при использовании пленочных испарителей, в производстве асфальта;
- применение высокоэффективных процессов дополнительной очистки отработанных масел;
- контроль качества сточных вод применительно к углеводородам и фенолам.
7.1.2 В качестве НДТ рассматривается внедрение систем экологического менеджмента на пред
приятиях по ликвидации отработанных масел.
7.2 Очистка и вторичная перегонка отработанных масел в целях их повторного
использования
7.2.1 Очистка и вторичная перегонка отработанных масел, применяемые для восстановления
первоначальных характеристик масла, позволяющих осуществлять его прямое повторное использова
ние. являются наиболее предпочтительным вариантом обращения с этими отходами.
7.2.2 Очистка и вторичная перегонка не применимы для смешанных масел, поэтому отработан
ные масла следует разделять в источнике их образования.
7.2.3 Загрязняющие вещества, удаляемые при переработке и вторичной перегонке отработан
ных масел, являются опасными отходами, которые удаляют экологически безопасным образом.
7.2.4 Для удаления основных загрязняющих веществ из отработанных масел применяют методы
физической или химической обработки, включая:
- отстаивание;
- обезвоживание;
- однократное испарение;
- фильтрацию;
- коагуляцию;
- центрифугирование.
7.2.5 Вторичная перегонка отработанных масел
7.2.5.1 Применимость вторичной перегонки отработанных масел в значительной мере зависит от
промышленных масштабов переработки с учетом экономической целесообразности.
7.2.5.2 Вторичная перегонка требует использования современных технологических процессов,
которые являются дорогостоящими при соблюдении правил техники безопасности и охраны окружаю
щей среды. При использовании технологии вторичной перегонки подаваемое отработанное масло
нагревают, поэтапнообезвоживают и подвергают вакуумной разгонке наотдельные фракции. Эти мас
ла могут быть затем подвергнуты гидроочистке для получения качественной товарной продукции.
Побочные продукты включают осадок, образовавшийся при разгонке на фракции (используется как
наполнительдля асфальта или в качестве наполнителя втопливных масляныхсмесях) и деметаллизи-
рованную фильтровальную корку (используется при формировании дорожных оснований). Другие
отходы, образовавшиеся при вторичной перегонке, такие как гудрон, отработанная глина, шлам от
центрифугирования и техническая вода, направляют на дополнительную обработку иУили
захоронение.
5