ГОСТ Р 55832—2013
5.1.2 Необходимо осуществлять контроль за содержанием в отработанных маслах опасных
веществ и в случае необходимости применять особые меры для обеспечения контроля.
5.2 На объектах ликвидации отработанных масел используют программы обучения персонала в
областях экологической безопасности, обращения с отходами и охраны труда.
5.3 На объектах ликвидации отработанных масел обеспечивают необходимые условия безопас
ности.
6 Ресурсно-логистические стратегии деятельности
6.1 Источники образования отработанных масел
6.1.1 Отработанные масла образуются в различных источниках, к которым относят:
- предприятия по переработке нефти и хранению нефтепродуктов (включая шламовые амбары,
отстойники-ловушки), а также очистки резервуаров;
- металлообрабатывающие производства,
- автосервисы и другие предприятия сферы обслуживания;
- промышленные предприятия;
- сельскохозяйственные предприятия.
6.1.2 Основным источником маслосодержащих отходов являются шламы, извлекаемые из цис
терн. использовавшихся для хранения этилированного бензина.
6.1.2.1 В состав шламов, образующиеся при промывке резервуаров струей воды под давлением,
входят оксид железа, продукты коррозии и отложений, представляющих собой органические и неорга
нические соединения свинца, абсорбированные или адсорбированные маслом.
6.1.2.2 При наличии в шламе высокотоксичных органических соединений свинца их следует
химически и термически окислять для облегчения их последующего удаления.
6.2Сбор отработанных масел
Сбор отработанных масел, образующихся в непромышленных источниках (например, в автосер
висах и других предприятиях сферы обслуживания), требует наличия эффективной инфраструктуры
для выполнения этой задачи. При формировании инфраструктуры следует определить планируемые к
применению способы повторного использования и/или переработки собранных отработанных масел с
учетом их морфологического состава иоценки степени, до которой отработанные масла можно восста
новить.
6.3 Проблемы, связанные с использованием отработанных масел для гудронирования
дорог и производства асфальта
6.3.1 Использование отработанных масел для гудронирования дорог
6.3.1.1 Отработанные масла применяют в обустройстве дорог с гравийным покрытием для
подавления на них пылеобразования.
Этот способ использования отработанных масел применим в сельских местностях, где велика
доля грунтовых дорог, а поселения расположены на большом расстоянии от объектов ликвидации
отработанных масел.
6.3.1.2 В настоящее время применение этого метода ограничено из-за наличия в отработанных
маслах значительного количества загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду и здоровье людей.
6.3.2 Использование отработанных масел в качестве наполнителя при производстве
асфальта
При использовании отработанных масел в качестве наполнителя при производстве асфальта
следует учитывать возможные негативные воздействия на окружающую среду, несмотря на то. что
выщелачивание значительных концентраций загрязняющих веществ из готовых асфальтовых покры
тий считается маловероятным.
6.3.3 Использование отработанных масел для гудронирования дорог и производства асфальта
осуществляется в незначительных объемах, не влияющих на сокращение объема отходов, подлежа
щих утилизации.
4