ГОСТ Р 55832—2013
- предварительная обработка отработанного масла для его доведения до соответствия установ
ленным качественным характеристикам (например, отстаивание, центрифугирование, вакуумная
перегонка, экстракция растворителями);
- разведение отработанного масла посредством смешивания с первичным топливом, данный
прием следует применять с осторожностью, опираясь на методы определения загрязняющих веществ
аналитическим путем, протоколы разбавления (в случае проведения такового), пробные пуски с мони
торингом выбросов в атмосферу, сопоставление базовой информации о распределении розы ветров и
метеорологических условиях,
- использование устройств очистки отходящихдымовых газов, в т. ч. и неорганизованных выбро
сов.
7.3.5.6Следует идентифицировать НДТ обработки отработанных масел в удаленных населен
ных пунктах и малонаселенных районах, где отработанные масла образуются в небольших объемах.
7.4 Другие варианты применения отработанных масел
7.4.1 Наряду с вторичной перегонкой и сжиганием, отработанные масла традиционно использу
ют в качестве битума для гудронирования дорог; сырья для производства асфальта, флотационного
масла, формовочной смазки, вспомогательных смазочных материалов; заполнителя пестицидов, гер
бицидов. масел для применения в животноводческом хозяйстве; универсального очистителя и
автомобильной грунтовки.
7.4.2 Отработанное масло также можно добавлять в сырье нанефтеперерабатывающих заводах
при соблюдении определенных условийдля последующего производствадругих продуктов перегонки.
8 Достигаемые экологические и экономические преимущества
8.1 Прямое сжигание отработанных масел в обычных котлах может оказать значительное нега
тивное воздействие на окружающую среду, которое можно уменьшить при установке газоочистного
оборудования, хотя в бопьшинстве случаев это экономически нецелесообразно.
8.2 Экономические аспекты ликвидации отработанных масел с применением технологий, обес
печивающих их повторное испопьзование. следует рассматривать в качестве наиболее предпочти
тельного варианта.
8.3 Технологические процессы вторичной перегонки отработанных масел могут, вследствие их
высокой стоимости, быть неприменимыми с экономической точки зрения (например, произведенная
продукция — смазочные материалы, как правило, не может продаваться по ценам выше цен продук
ции, произведенной из первичного сырья),
8.4 Применение технологий регенерации отработанных масел ограничивается как качеством
получаемого вторичного сырья, так и ценами на товарную продукцию, которые определяются ценами
на нефтепродукты в целом. При этом разница между затратами на вторичное сырье из отходов и стои
мостью готовойтоварной продукции должна покрывать стоимость процесса регенерации, еспи считать
необходимым поддержание экономической целесообразности. При этом вновь образуются отходы,
которые должны быть ликвидированы, а соответствующие затраты могут представлять собой
значительную часть общих расходов.
8.5 Несмотря на то. что технологические возможности вторичной перегонки позволяют регенери
ровать большую часть отработанных масел, необходимо учитывать ограничения, исходя из качества
используемых отработанных масел. Применение подобных технологий может привести к сокращению
объема отходов, направляемых на захоронение, с соответствующими значительными экологическими
и экономическими выгодами.
8.6 Выбор технологии регенерации отработанных масел зависит от качества отработанного мас
ла. в частности, от отсутствия в них значительных концентраций более сложныхдля обработки нефте
продуктов. таких как тяжелые мазуты или хлорированные углеводороды. Наличие таких веществ
можетсерьезно повлиять на технические характеристики процесса регенерации и на возможность про
изводства вторичных материалов приемлемого качества.
7