С. 8 ГОСТ 20302-74
ПРИЛОЖЕНИЕ J
Рекомендуемое
ОЦЕНКА ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ НА ДВИГАТЕЛЕ ЯАЗ-204
Оценку противоизносных свойств моторных масел проводит факультативно по величине износа гильз
цилиндров и поршневых колец.
1. Аппаратура, реактивы
1.1. Для оценки противоизносных свойств моторных масел применяют:
прибор УПОИ-6 для нарезки и лунок на гильзах цилиндров;
индикатор-нутромер типа НИ с пределами измерения 100—160 мм и индикатор часовой типа ИЧ по
ГОСТ 6507.
(Измененная редакция. Изм. Л» 1).
2. Подготовка к испытанию
2.1. Подготовку двигателя к испытанию проводит по пи. 2.1—2.11 настоящего стандарта.
2.2. На рабочей поверхности гильз цилиндров в поясе, соответствующем остановке верхнего компресси
онного кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, нарезают прибором УПОИ-6 восемь лунок
глубиной 100—110 мкм с интервалами между ними 45*.
2.3. Окулярным микрометром прибора УПОИ-6 определяют длины нарезанных лунок на гильзах
цилиндров, затем вычисляют глубины этих лунок по формуле
где А, — глубина лунки гильзы цилиндра до испытания, мкм;
/, —длина лунки, мкм;
Я — радиус гильзы цилиндра, мкм;
г —
радиус резания резца прибора УПОИ-6 (вылет), мкм
и заносят их в карты обмер;» гильз цилиндров.
2.4. Подбирают поршневые кольца по пп. 2.1—2.2 настоящего стандарта. Затем их маркируют по номерам
канивок на поршне, промывают в нсфрасс и просушивают на воздухе.
2.5. После просушивания взвешивают каждое кольио в отдельности и в комплекте с погрешностью не
более 0.001 г.
3. Проведение испытания
1
3.1. Испытания про юдяг по пп. 3.1—3.15.
3.2. С каждого поршневого катьиа и верхних поясов гильз цилиндров деревянными или медными
скребками удаляют углеродистые отложения после разборки двигателя после испытания.
Поршневые кольца и гильзы цилиндров промывают в дизельном топливе, а затем в нсфрасс и просуши
вают па воздухе.
3.3. Взвешивание колеи для определения износа ироиз»юдят по п. 2.5 настоящего приложения.
3.4. После испытания прибором УПОИ-6 определяютдлины лунок (/}) на гильзах цилиндров и вычисляют
их глубины (А.) по п. 2.3 настоящего приложения.
3.5. При обнаружении в цилиндре двух или более сломанных компрессионных колеи износ но данному
цилиндру (колец и гильз) исключают из обшей оценки результатов испытаний.
4. Обработка ретультатов
4.1. Противоизносные свойства масел оиснивиютси по средней величине износа комплектов компресси онных
и маслосъемных поршневых колен четырех цилиндров и по средней величине износа гильз цилиндров. 4.1.1.
Среднюю величину износа комплектов компрессионных и маслосъемных поршневых колец четы
рех цилиндров ((/) вычисляют по формуле
Ut
* «, — «?,.
где от, — масса комплекта колец до испытания, п
т
, — масса комплекта колеи после испытания, г.
98