ГОСТ 20302-74 С. 5
3.9. Пробы масла для анализов отбирают по 300 см3после 20 мин, 60 и 120 ч работы двигателя
(режим 5, табл. 3).
3.10. В пробах масел определяют факультативно:
вязкость кинематическую, мм2/с (сСт), при 50 и 100 "С по ГОСТ 33;
зольность,
%,
по ГОСТ 12417;
кислотное и щелочное число, мг КОН на 1 г масла, по ГОСТ 11362.
3.11. При работе двигателя регистрируют через каждые 30 мин следующие показатели:
показания тормозного устройства. Н (кгс);
частоту вращения коленчатого вала, мин-*;
расход топлива (замеряется не менее двух раз за этап), кг/ч;
температуру охлаждающей воды, масла, выхлопных газов, окружающей среды, газов в ресиве
ре. ’С;
разрежение на всасывание и даиленне картерных газов, Па (мм вод. ст.);
давление масла и топлива в магистрали и до фильтров, МПа (кгс/см2).
(Измененная редакция, Изч. Лё 1).
3.12. После окончания испытания масло сливают из картера двигателя и корпуса фильтра
грубой очистки и взвешивают. Проводят неполную разборку двигателя (снимается головка блока,
вынимается цилиндропоршневая группа, вскрываются лючки ресивера и демонтируется фильтр
грубой очистки).
Шатуны отсоединяют от поршней, снимают поршневые кольца и вкладыши шатунных
подшипников коленчатого вала. Детали (поршни, кольца, вкладыши подшипников, поршневые
пальцы и шатуны) промываюттрехкратным погружением вдизельное топливодля удаления остатков
масла и двукратным погружением в нефрас, далее сушат их на воздухе 60—90 мин.
(Измененная редакция, Изм. Лё 2).
3.13. Просушенные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала взвешивают по п. 2.3
и оценивают состояние рабочей поверхности вкладышей.
3.14. Если после опыта будут обнаружены дефектные детали (гильзы, поршни, кольца), но при
этом коррозионная активность масла находится в пределах нормы по п. 4.2, то опыт не является
браковочным, дефектные детали заменяются.
3.15. После каждого испытания устанавливают новые детали:
комплект вкладышей по п. 2.3;
первые компрессионные нехромированные кольца;
первые маслосъемные кольца.
Первые маслосъемные кольца, бывшие в работе, ставятся на место вторых; вторые —на место
третьих; третьи —на место четвертых. Четвертые (нижние) маслосъемные кольца снимаются. Эту
операцию проводят для стабилизации расхода масла.
(Измененная редакция, Изм. Лё 1).
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Коррозионную активность масел оценивают по потере массы комплекта шатунных вкла
дышей и состоянию их рабочих поверхностей.
4.1.1. Потерю массы комплекта вкладышей (
т
) в граммах вычисляют по формуле
т -
/я, -
т
х,
где
т
, —масса комплекта вктадышей до испытания, г;
т,
—масса комплекта вктадышей после испытания, г.
4.1.2. Состояние рабочей поверхности оценивают визуально. Рабочая поверхность вктадышей
должна быть без механических повреждений (рисок, местных выкрашиваний), видимой коррозии
(точечной, очаговой) и рыхлых, легко отделяющихся отложений.
4.2. Опытный образец моторного масла считается выдержавшим испытание:
4.2.1. При отсутствии видимой коррозии и механических повреждений на поверхности шатун
ных вктадышей коленчатого ваза. Допускается наличие цветной пленки, прочно сцепленной с
поверхностью металла. Цвет пленки не регламентируется, может быть любой, вктючая черный.
4.2.2. При потере массы вкладышей не более 0,2 г. Механические повреждения не являются
браковочными при условии потерн массы вктадышей менее 0,2 г.
95